"Господа, не беспокойтесь: фашизм в России не пройдёт: в России ничего не проходит." Григорий Горин 1990г
Процессы Маркова работают примерно так. У вас есть две стаи крыс: красные и коричневые; столкновение. Мы знаем, что красные съедят коричневых в 70% случаях. Ну, может у них зубы длиннее, или их просто больше, не суть. Съели и съели, не всех, конечно, но многих. Следующим шагом 40% красных крыс становятся коричневыми, а 50% коричневых крыс становятся красными. Не важно почему: может им становится скучно, молодым каждые 10 лет хочется подвига, а беспокойным каждые 5 лет - приключений. К чему же мы придём в конце концов, если столкновение было одно, а перекраска происходит часто?
Так вот: не важно кто выиграл вначале, не важно у какой стаи был более гениальный предводитель, важно с какой вероятностью крысы перекрашиваются в последующих шагах. Потому что божие мельницы мелют медленно, но надёжно; и если найдётся какой Крыс Македонский который в начале всех пожрёт, то через века от него останется всего-то маленькая Македония, а если случится Крысин Пушкин или Крысштейн Дунаевский, то они убедят соплеменников, что красный цвет красивее коричневого, то и переходить в красный будут чаще, чем в коричневый. И таких шагов будет больше, чем будет великих поражений и побед, ибо поколения меняются чаще, чем случаются великие походы. И в итоге, художники оставляют след более глубокий, чем полководцы.
Вот почему так "трудно быть богом", вот почему всякое внешнее воздействие на чужую страну или планету затихает, произведя положенный ущерб. Вот зачем Азимов написал "Конец Вечности", а Шекли "Цивилизация Статуса" и Лев Николаич брякнул про "равнодействующую миллионов воль" на миллион же страниц.