Не грибы, конечно, ведут к войне…
Это забавное изречение взято там, где все спрятано - в Живом Журнале. К изречению и дополняющему его тексту необходимо будет вернуться позже как к ясному примеру того, что мы воображенное принимаем за реальное, как будто постоянно находимся под воздействием тех самых грибов.
В силу этой особенности человеческой психики дополненная реальность (Augmented Reality - AR) является самым ожидаемым техническим приключением за всю историю человечества.
Утверждают, что гений Наполеона не смог постичь достоинств паровых судов. А сам я еще застал бухгалтеров, не расстававшихся с деревянными счетами. В злополучном апреле 1970 г. специалисты НАСА пересчитывали параметры полета Аполлона 13 на логарифмических линейках, забыв про компьютеры, - возможно, сказалось состояние нервного напряжения.
Кажется, только телефон не стал причиной психического шока у первых пользователей. Но все же с сотовой связью разработчики ошиблись, отдав поначалу предпочтение спутниковой связи. Может быть, кто-то из читателей помнит людей в красных пиджаках с огромными и дорогими спутниковыми телефонами - но эта тема вскоре умерла. Ее разработчиком была Motorolla, которой ошибка технической стратегии обошлась в кругленькую сумму.
Но с дополненной реальностью все вышло совершенно иначе.
Примерно в те годы, когда в Москве Mercedes-Benz G55 AMG вытеснял последних носителей красных пиджаков на обочину истории, я был свидетелем, возможно, одной из первых демонстраций AR. Разработчики были под сильным впечатлением от недавно вышедшей «Матрицы» и, кажется, гений братьев (или сестер?) Вачовски заставил их сомневаться в достоинствах недавнего изобретения. Позже в более обстоятельных беседах они признавались консультантам в том, что, по их мнению, существенным недостатком AR было то, что она визуально смотрелась гораздо хуже VR - уже разрекламированной Голливудом виртуальной реальности. И зачем тогда это нужно, если на самом деле получилось не как в кино?
Панель мобильного телефона (телефона, Карл!) проецировалась на ладонь, и можно было набрать номер, нажимая на кнопки. Учитывая те обстоятельства, что картинка была далека от идеальной, и вам все равно требовался настоящий телефон, и вокруг была еще паутина проводов, то зачем это было нужно? Однако реакция публики была прямо противоположной тому, чего ждали разработчики. Провала не случилось. Напротив, зрители были возбуждены самим фактом подобного трюка и ждали новых фокусов. Компания оказалась не готова их продемонстрировать, так как потратила свои силы на то, чтобы сделать более эффектным только один фокус. А этого, оказывается, не требовалось.
До очков они не сразу додумались. С технической точки зрения очки можно считать прорывом. Но с социологической точки зрения они лишь подтвердили четыре открытия, сделанные случайно на самой первой демонстрации.
1. Люди вовсе не стремятся увидеть в Матрице мир, похожий на настоящий.
2. Люди легко отказываются от прежней реальности в пользу фантастических миров Матрицы.
3. Самоидентификация сознания не привязана к физическому облику его носителя (как думали раньше). Или, точнее, об этом даже не задумывались, принимая как аксиому, что человек разумный всегда хочет выглядеть как человек разумный, скажем, лет 45-ти. То, что практически все сорокалетние посетители Матрицы захотят стать, как минимум, на 20 лет моложе, как-то не принималось в расчет. А многие хотели бы быть драконами или снежинками.
4. Люди не захотят возвращаться из Матрицы в свой прежний мир.
Так что Вачовски малость напутали. Не будет бегства из Матрицы, а Нео уже проиграл.
Наступит ли теперь всеобщий мир и дружба? Умолкнут ли птицы как перед грозой?
О социальных последствиях дополненной реальности я и собираюсь поговорить. Все мои умозаключения выводятся из тех четырех открытий, которыми я уже с вами поделился. И в этом состоит оригинальность прогноза.
Большая часть других прогнозов предполагает, что телефон понадобится маркизе для связи с дворецким. Или в другой версии той же истории инженер Лось «взовьется» в космическом корабле, чтобы освободить марсианских рабочих и понравиться марсианской аристократке.
Умы фантастов смело помещают в будущее уже знакомые им социальные объекты. К одним из которых они испытывают симпатию, к другим - антипатию. Но победить, разумеется, должны силы уже имеющегося в мире добра: маркизы или пролетариат, в зависимости от предпочтений «прогнозистов».
То, что действительные революции уничтожают весь привычный социальный мир - и добро, и зло, мало кому приходит в голову. Если кто-то все же доходит до такой мысли, это уже можно считать мыслью выше средней.
«Революция - это не заря новой жизни, а зримое разложение старой». С этим утверждением я готов согласиться. Как и с тем, что эта «революция разрушения длится уже четверть века». -
domestic-lynx Жаль, что такими констатациями попытки заглянуть в будущее и ограничиваются. В будущем все равно обнаруживается какой-то марсианский пролетариат или, не дай бог, все еще продолжается эпохальная битва с «либерастами». В действительности такие объекты интереса мы должны оставить уже на этапе разрушения. Их нет, забудьте. Это прошлое пожирает само себя.
Мировая революция дошла до структур повседневности, меняет эти структуры и это значит, что она победила. Давайте задумаемся над тем, что уже совершилось.
Что значит, что люди не хотят выходить из Матрицы? В каком смысле они предпочитают мир Матрицы их прежнему миру?
Некоторые аналитики бизнеса представляют дело так, будто мы будем заходить в Матрицу, чтобы выбрать себе «прикольный», но вполне материальный наряд для вечеринки, который мы оплатим кредитной карточкой, который изготовит 3D принтер на безлюдном производстве, который затем будет доставлен беспилотным дроном.
А потом человек выйдет из Матрицы и в качестве биологического объекта отправится на вечеринку для встречи с другими биологическими объектами.
Соответственно, аналитики упрощают задачу предсказания будущего до попыток определить, когда появятся технологии 3D печати того или иного уровня, завязанные на средства дополненной реальности.
Разумеется, подобные «прогнозы» ничем типологически не отличаются от попыток обнаружить на Марсе партию рабочего класса.
Допускаю, что некоторые особенно упертые представители поколения VR все еще размышляют над тем, как сделать «картинку» более достоверной, хотя в Матрице они сталкиваются с социальной проблематикой совсем иного порядка. Здесь требуется скорее художественная правда, чем документалистика - хотя за графику, в любом случае, спасибо.
Более молодое поколение разработчиков, для которых «Матрица» 1,2,3 - это безнадежное старье, как и практически все вовлеченные в такие проекты социологи и психологи, уже не опасаются, что Нео от них сбежит через дыру в очаге, нарисованном на листе холста. Они бьются над другой проблемой: как устранить из Матрицы скучные остатки реального мира безопасным для пользователя способом? Именно этого от них хотят сами пользователи.
То есть, сделать так, чтобы мы не натыкались на материальные столы и стулья, или на что-то другое, будучи постоянно подключенными к Матрице. Не привлекательность бегства из нее, а привлекательность ее собственных миров - таков главный технический и социальный вызов будущего.
В примере, который я привел выше, неправильной была одна деталь - и, соответственно, все остальное. Мы не станем заказывать себе костюмы для «биологических» вечеринок.
Рассмотрим еще один пример.
Где здесь реальный объект, а где объект дополненной реальности? Обычные наблюдатели, включая политических, военных и экономических «экспертов» вам скажут, что AR - это слева.
Но разработчики AR не будут столь категоричны. Возможно, на картинке все AR. Хотя, с другой стороны, зачем нормальным пользователям наряжаться в астронавтов и устраивать вечеринку у Белого дома? Это ведь так тупо!
Мы могли бы отправиться в любое более прикольное место из Википедии, пока наши биологические тела оставались бы каждое у себя дома, а все, что нам нужно на себя надеть - это розовые очки.
Продолжение следует