Кочевники, свободные промысловики, цыгане, разбойники, бродяги, еретики веками воспринимались как заноза в теле государства.
Но такой же занозой в теле науки на стадии возникновения в Европе промышленной цивилизации стали буреломы, овраги, «дикари» и дикие представители флоры и фауны, в том числе, обитатели трущоб Парижа или Лондона, отечественные «дети подземелья», с их неопрятным внешним видом, с их особым языком, с их инфекциями, алкоголизмом и пр. пр. оскорблениями нравственности.
Вместо христианского уважения к девственно-непонятному творению Бога (юродивый - «божий» человек), народившаяся вместе с наукой и хищником капиталистом атеистическая технократия объявила все ей непонятное - ненужным.
Жюль Верн с восхищением описывает пытливого юношу, десятками убивающего «глупых» тюленей, а «глупых» птиц - сотнями. Сметливый подросток мастерски по совету наставников-технологов изготавливает коварные ловушки, которые при проглатывании разрывают внутренности животных, вызывая их долгую мучительную агонию.
Не мальчик - золото!
Мама - мама… Твоя мама - кусок мяса.
Вы - хаос, а мы, с нашими куцыми техническими мыслями, прилетевшие сюда на обрывке воздушного шара из гражданской войны - мы Порядок!
Мы тут все обустроим, все перекопаем, будет рудник, будет электричество, ширли-мырли, пир горой, поднимем флаг, из обезьян людей понаделаем.
В благословенные советские 80-е мог воочию наблюдать гибель малого народа тофаларов, по наивности веками жившего хаотичной девственной жизнью именно в том месте, где били очень полезные радоновые источники и где в какой-то момент исторической истории появилась необходимость построить рудник.
Уверен, что к руднику претензий нет, - с точки зрения инженерной мысли, конечно.
А вот с точки зрения мысли просто человеческой и, если хотите, мысли философской, претензии есть. И большие.
Уверен, что за десять миллионов советских рублей проблему можно было бы решить. Позже, когда это все всплыло, в короткий период между господством советского технократа и разгулом нового российского технократа наоборот, экологи называли даже меньшую цифру.
Даже еще дешевле и проще.
Эту и другие похожие проблемы можно решать совсем без денег, осознав, и заставив на этапе научного воспитания осознать других, что со своими куцыми решениями мы являемся не на пустырь, не в хаос, а в сложно устроенный, но гармоничный мир, в систему, в порядок, что непонимание законов этого порядка нельзя подменять их отрицанием. Что момент хаоса в этом мире - это мы сами.
Мы часто риторически себя спрашиваем: откуда такие берутся? Все эти Грефы, Кохи, Набиуллины, Алферовы, Зюгановы? Они что - не люди? Что нельзя так поступать, как они поступают уже не с одним маленьким ненужным народом, а со всей страной?
Они что, не понимают, что это - мама?
А вот оттуда они и берутся, с рудника. Из системы естественно-научного образования.