ОБУЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА РАЗУМУ

Oct 13, 2014 18:26



Об Алкивиаде (450 - 404 до н.э.) известно, что он был сыном Клиния, афинского стратега, погибшего на войне со Спартой, и был взят на воспитание в дом друга его отца Перикла - харизматичного правителя Афин. Алкивиаду предстоит прожить бурную жизнь в качестве полководца сначала афинян, а затем, после измены, стратега спартанцев. Но он изменит и Спарте, чтобы вновь оказаться в стане ее врагов и командовать флотом Афин. После окончательного поражения Афин в Пелопонесской войне Алкивиад будет убит по приказу его политических соперников. Это был, безусловно, очень одаренный человек, умевший как политик убеждать людей и склонять их на свою сторону. И Афины, и Спарта, очевидно, с готовностью доверяли Алкивиаду армии и флоты, полагаясь на его лидерские качества и военный талант. Но ему была свойственна и неразборчивость в выборе друзей, проистекавшая из жажды славы. Слова «мораль» и «долг» вряд ли занимали высокое место в ряду его личных ценностей.

Его беседа с Сократом состоялась, как можно понять из контекста, в доме Перикла, когда Алкивиад был совсем молод, а его будущие победы и измены ему только предстояло совершить.

Мы, таким образом, развеяли первый миф о Платоне как о писателе-утописте. Но не станем бросаться тут же в другую крайность, и объявлять Платона писателем-реалистом. Платон не описывает известную ему действительность в смысле сообщения бесспорных фактов о людях или их действиях - как того мы могли бы ожидать от историка. Описать детали снаряжения афинской армии или ход конкретных сражений, значит быть историком и реалистом. Поместить героев диалога в вымышленном мире, где нет войн и раздоров, означало бы быть утопистом. Но Платон в «Алкивиаде», или других своих диалогах, не делает ни того, ни другого.
Когда его герой Сократ спрашивает, что общего имеют между собой музыка и борьба, такой вопрос не назовешь ни музыкальным, ни гимнастическим, - ведь спрашивается одновременно о двух конечных вещах, которые в зримом осязаемом мире несовместимы. Не существует такого рода искусства, которое необходимо объединяло бы в себе признаки музыки и греко-римской борьбы - такого нет в реальности конечных вещей и признаков. Но, с другой стороны, открытие стоящего за музыкой и борьбой неизвестного пока нам общего признака, не сделало бы нас и утопистами.
И когда Сократ, задавая свои вопросы собеседнику, подводит его к такому открытию, а именно, что гармония свойственна как приемам музыки, так и приемам греко-римской борьбы, то это открытие представляет собой действительное знание. Знание о чем? О борьбе или о музыке? Нет, это знание описывает гармонию, бесконечную реальность, проявляющую себя во многих конкретных вещах и случаях. Гармония реальна, поскольку она существует. Но она реальна не в том смысле, что и предмет одежды, облако, кузнечик или чемпион по греко-римской борьбе. Гармония - это часть мира явлений, в который мы попадаем при помощи нашего ума, благодаря технике умо-зрения или, как ее еще называют, спекуляции.
Выяснив это, мы теперь можем охарактеризовать Платона как умозрительного, спекулятивного писателя.
Спекуляция составляет суть каждого его произведения, каждый диалог приглашает читателя совершить спекулятивное открытие, в то время как сообщаемые в завязках этих же диалогов сведения о конкретных людях или их действиях, напротив, образуют лишь контекст, в котором мы спекулируем и открываем истину. Поскольку «умы» современных конечных историков, политологов и прочих обществоведов плохо воспитаны для такой тонкой работы, они, проходя мимо всех спекуляций, хватаются сразу за контекст, в надежде, что именно из контекста они что-то откроют. Мы, в нашем курсе, разумеется, не станем анализировать диалоги Платона подобным негодным способом.
В этот четверг по Скайпу.

зеленая лампа

Previous post Next post
Up