ГЕГЕЛЬ 005. СУБСТАНЦИЯ

Jan 17, 2014 10:56



На сей раз речь пойдет не столько о термине или важном элементе второй философии, сколько о ней как целом.
То, что разбирая частное, мы вынужденно входим в целое, роднит Гегеля с Платоном. Мне представляется большим упущением со стороны комментаторов, что они редко поминают эту связь.
Прекрасный очерк основных положений гегелевской философии дает вступительная статья Ю. В. Петрова к «Лекциям по эстетике». Далее цитируются фрагменты этой замечательной работы.
Мои пояснительные вставки даны в квадратных скобках.
Текст Гегеля в конце записи - в кавычках.

…в систему Гегеля трудно войти, но, войдя, почти невозможно из нее выйти. Если приняты критерии его философствования, - то уже нет возможности «отстраниться». Если же не приняты, - то создается впечатление, что ее невозможно и понять.
Философия, базирующаяся на постулировании в качестве основания всего сущего некого объективного мышления, существующего само по себе и не принадлежащего никакому субъекту, который бы его мыслил, т.е. «мышления без мыслящего», современному читателю может представляться чем-то фантастическим. Тем не менее, внешне ход гегелевской мысли выглядит простым и даже убедительным. Уже Кант показал, что общее всегда есть мысль и существует только в форме мысли. Но если общее всегда дано нам только в форме мысли, то логично предположить, что оно и в реальности также есть не что иное, как мысль.
[такой вывод не следует с необходимостью из посылки]

Субстанция - бытие в качестве мысли.
Поскольку мысль и ее бытие в качестве мысли (субстанция) не предполагает, по мнению Гегеля, существование субъекта как носителя мысли, чьим мышлением она являлась бы, постольку это - «объективное мышление», а его философия - «объективный идеализм».
[Субстанция и акциденция. Субстанция - сущность, неизменное свойство вещи, акциденция - случайное, несущественное свойство вещи. Сущность, первооснова - термин классической греческой философии; понятие случайно появляющихся свойств вещей введено Аристотелем. Термин «акциденция» имел важное значение в христианской философии, объясняя парадокс ответственности Бога за все происходящее на Земле. Как только Бог дал миру право на жизнь, то тот, начав самостоятельно существовать, получил новые, часто несущественные, свойства. Тем самым миру и человечеству была дана свобода, а с ней и неопределенность, возможность выбора. Центральной категорией метафизики субстанция становится в философии Бенедикта Спинозы, где она отождествляется как с Богом, так и с Природой и определяется в качестве причины самой себя (лат. causa sui).]
Первоначально субстанция предстает у Гегеля в типичном для новоевропейской метафизики значении: как причина самой себя, нечто самодостаточное и самотождественное, ни от чего не зависящее и ни с чем другим не взаимодействующее, в качестве фундаментального основания всего сущего, из себя его порождающего. Таково и объективное мышление в гегелевском понимании.
[ Как говорилось ранее, Гегель внес важное изменение в основной вопрос философии. Если в Первой философии Платона Истина, она же Источник мироздания, Первооснова, мыслилась как нечто неизменное, не имеющее собственной истории, то во Второй философии Гегеля Истине присущ момент развития, и, разумеется такая Истина исторична]
В отличие от начатой Декартом традиции «рациональной метафизики», объективное мышление в гегелевском его понимании не есть бестелесное начало, «вещь, которая мыслит». Мыслящая субстанция (по Гегелю) - это деятельность, активность, причем «бесконечная деятельность», абсолютная (ничем иным не обусловленная) и свободная как в «негативном» (ни от чего не зависящая), так и в «позитивном» смысле: самоопределяющаяся, из себя самой развертывающая свои собственные определения.
Гегель видел необходимость преодолеть свойственный новой философии дуализм, противоположность «субстанции» (бытия в качестве мысли) и «субъекта» (деятельности мысли).
Субстанция становится субъектом в двух смыслах: в онтологическом (как саморазвивающаяся) и гносеологическом (как самопознающая). Она самотождественна лишь в том смысле, что в ней изначально потенциально заложено все будущее ее развитие, к которому она «энтелехийно» стремится. В конце процесса она та же самая, что и в начале, но в результате и иная, так как результат вбирает в себя содержание процесса своего осуществления, собственную историю.

«…не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением».
«Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве истины вместо цветка выступает плод. Это формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого». - Г.Гегель, Феноменология духа

философия, Гегель

Previous post Next post
Up