Обычно пытаются отвечать с двух позиций. Это может быть мнение еврейского интеллигента, ненавидящего в России русское, включая «их» тирана Сталина; или точка зрения русского интеллигента, ненавидящего все еврейское, включая социализм. При совмещении обе глупости образуют истинную драматургию современности.
Великий режиссер Гордон Крэг, увидев Михоэлса в роли Лира в постановке еврейского театра ГОСЕТ, написал: «Теперь мне ясно, почему в Англии нет настоящего Шекспира в театре. Потому что в Англии нет такого актера, как Михоэлс».
Но Соломон Вовси-Михоэлс был не только и не просто великим актером.
Вплоть до своей гибели в ночь с 12 на 13 января 1948 г. в Минске он также был великим, утвержденным, официальным, театральным государственным деятелем СССР, лауреатом Сталинской премии и членом комитета по вручению Сталинских премий, где, в узком составе этого комитета, он имел решающий голос, наряду с еще тремя столпами советской культуры: Константином Симоновым, Алексеем Толстым, и самим Иосифом Виссарионовичем.
И потому ни в какую Англию он, конечно, поехать не мог. И вряд ли бы захотел.
Не те у них в Англии масштабы.
Михоэлс не только играл в одном еврейском театре или руководил этим театром, он руководил театральной жизнью в СССР в целом, вообще.
Утверждал или снимал режиссеров, разрешал или запрещал спектакли, он был сталинским театральным аватаром или сталинским министром по делам театров.
Помните Мишу Берлиоза из МАССОЛИТА?
Напрасно некоторые критики упрекают Михаила Афанасьевича Булгакова в том, что образ Берлиоза списан с Демьяна Бедного, «из крестьян», любителя барских побрякушек и «жечь Фанни Каплан в бочке с бензином».
(Бедный просто квартировал тогда в Кремле и помогал друганам по-соседски)
Нет, Бедный - не Берлиоз, этого «большевика поэтического рода оружия» Булгаков не стал бы упоминать в Главном Романе хотя бы из презрения, не стал бы усаживать на одной скамейке рядом с самим Князем Тьмы, и, к тому же, по той еще причине не стал бы он этого делать, что автор «Мастера и Маргариты» прекрасно помнил, КТО ИМЕННО наградил Придворова, Ефима Александровича, уроженца Херсонской губернии, такой лестной характеристикой.
Помнил об этом и лучший друг писателей - Сталин, и, в целом, победившая линия партии во главе с Авербахом-Михоэлсом. Более того, партия хорошо смогла в этом вопросе разобраться даже без Авербаха, но при участии Наума (Натана) Эйтингона, чья дальняя родственница пользуется сегодня завидной репутацией «кошелька революции».
Что до исторических реалий, то первые читатели Булгакова ставили вымышленный и немного смешной МАССОЛИТ прямо напротив зловещего МАСТКОМДРАМА - этакой, то ли пыточной избы искусства, то ли кузницы кадров коммунистической драматургии. И не ошибались.
Вот по этим кузнечным делам и оказался тогда Михоэлс в Минске.
9 января после просмотра в театре постановки «Тевье-молочник» Михоэлс, Голубов с участниками постановки до 4-х часов утра пьянствовали в ресторане «Заря». 10 января - банкет у артиста драмтеатра Глебова. 11 января днем обед у Сокола М. Б. Вечером после оперы «Алеся» в первом часу ночи ужинал у Арончик и Чайгорской. 12 января днем Михоэлс и Голубов с Гайдариным и Залесским были в ресторане «Заря» и т.д.
Типичная тяжелая будничная работа.
Наконец, Михоэлса и Голубова под утро сбивает, предположительно, грузовик.
Советское театральное искусство понесло огромную утрату.
В архивно-следственных делах КГБ Республики Беларусь имеются оперативные материалы по розыску грузовой машины, якобы осуществившей наезд на Михоэлса и Голубова. Эти документы занимают несколько томов, поскольку подозревались разные лица, допрашивались подозреваемые и свидетели, потом этих людей отпускали и т. д. Впечатление деятельных, активных поисков - но безрезультатных.
Выпущены памятные сборники, еврейскому театру присвоено имя героя.
Более чем через год начнется «дело врачей», и это имя снимут, а сам театр ликвидируют, но это будет больше, чем через год.
Обычно имя Михоэлса сразу пристегивают к делу врачей (а то и к разгрому троцкистов - это Михоэлса то!) и готова версия: заговор Сталина против советских евреев. Более того - против евреев всего мира. Галактика вопасносте!
Зачем, почему?
Один комментарий меня особенно удивил: «Бессмысленно спрашивать, зачем Сталин убил Михоэлса. Сталин убивал, потому что хотел убивать».
Сталин дружил с Гитлером, потому что хотел дружить. Убил Гитлера, потому что хотел убивать.
Дружил с Михоэлсом, потому что дружил. Убил потому, что убил.
Потому что Сталин. По… И т.д.
Конечно, хотелось бы знать истину.
И, наверно, чтобы ее узнать, логично бросить взгляд на события, предшествовавшие трагическому дорожному происшествию в Минске.
Но к этим события мы еще вернемся, а прежде посмотрим, как и в какой момент смерть под колесами грузовика превращается в смерть по приказу вождя.
После смерти Сталина Берия сажает на нары Абакумова, более известного как «СМЕРШ».
В начале 1953 года Абакумов находился в тюрьме после ареста в июле 1951 года по обвинению в причастности к «сионистскому заговору» в системе МГБ. (Не дают сионисты покоя советским вождям, Абакумов - один из них, убил еврея - очевидно, сионист).
Абакумов, как его цитирует Берия, показал:
«Насколько я помню, в 1948 году глава Советского правительства И. В. Сталин дал мне срочное задание - быстро организовать работниками МГБ СССР ликвидацию МИХОЭЛСА, поручив это специальным лицам.
Тогда было известно, что МИХОЭЛС, а вместе с ним и его друг, фамилию которого не помню, прибыли в Минск. Когда об этом было доложено И. В. Сталину, он сразу же дал указание именно в Минске и провести ликвидацию МИХОЭЛСА под видом несчастного случая, то есть чтобы МИХОЭЛС и его спутник погибли, попав под автомашину.
В этом же разговоре перебирались руководящие работники МГБ СССР, которым можно было бы поручить проведение указанной операции. Было сказано - возложить проведение операции на ОГОЛЬЦОВА, ЦАНАВУ и ШУБНЯКОВА.
После этого ОГОЛЬЦОВ и ШУБНЯКОВ, вместе с группой подготовленных ими для данной операции работников, выехали в Минск, где совместно с ЦАНАВОЙ и провели ликвидацию МИХОЭЛСА».
Едва ли Абакумов мог еще давать показания в 1953 г. Более достоверной - «СМЕРШ» все-таки, контора серьезная, это вам не престарелые актеры или классики марксизма - кажется версия о том, что Виктор Семенович Абакумов, 1908 г.р., четыре класса ремесленного училища, по профессии упаковщик, закончил свой славный путь в том же 1951 г., немедленно после того, как был арестован. Возможно, правы и те, кто утверждает, что люди Берии «упаковали» соперника заживо ледяной водой на лютом московском морозе.
На этом дело, однако, не заканчивается. 23 декабря 1953 г. трагически обрывается жизнь техника-архитектора Л. П. Берия и волею растущего советского руководителя Н. С. Хрущева, потомка польских помещиков, именно Берия становится в глазах партии и правительства организатором убийства Михоэлса, которое он злодейски поручил своему подручному Виктору Абакумову. «Вы и убили, Лаврентий Павлович».
Теперь о том, что было до убийства.
Помимо своей театральной деятельности, Соломон Михоэлс возглавлял Еврейский антифашистский комитет, ставший большой величиной в мировом еврействе именно благодаря усилиям Михоэлса.
Конечно, к утверждениям о том, что благодаря международным вояжам еврейского театрального деятеля удалось построить или купить 1000 танков и 500 самолетов (и одну «Звезду Смерти»), стоит относиться скептически.
Ни Россия, ни Англия в годы войны американцам за военные поставки живыми деньгами не платили, а уральским рабочим не выдавали зарплату в долларах.
Однако влияние и авторитет СССР среди евреев - своих и зарубежных - действительно росли, чему Михоэлс активно способствовал, и когда пришел наш черед делить карту мира…
Вспоминает дочь актера и режиссера.
«В конце 1947 года произошло одно серьезное событие, которому по недомыслию мы не придали должного значения. В Москве, в зале Политехнического музея, отмечалась юбилейная дата «дедушки еврейской литературы» Менделя Мойхер-Сфорима. (Душил таки Сталин евреев)
Свое выступление Михоэлс начал так: “Вениамин, отправившись на поиски Земли обетованной, спрашивает встреченного на пути крестьянина: «Где дорога на Эрец Исроэл?» И вот недавно, с трибуны Организации Объединенных Наций, товарищ Громыко дал нам ответ на этот вопрос!»
Боже, что произошло с залом в ответ на этот неприкрытый призыв Михоэлса! Раздался буквально шквал рукоплесканий. Люди повскакивали со своих мест, отец же стоял бледный, неподвижный, потрясенный такой реакцией зала. Овации длились, наверное, минут десять.
Вот за это и убили.
Только какая польза от этого Сталину? Никакой.
Убивали те, кто не хотел пустить СССР на Ближний Восток и, более того…
В качестве первого шага Сталин превращается во врага евреев. Версию о его причастности к убийству поддержала, в частности, его дочь в своих зарубежных мемуарах. Не исключено, что Светлана могла ее как-то озвучивать в кругу подружек и до бегства за границу.
На втором этапе возникает уже дело «элитарные советские евреи против Сталина» в форме «дела врачей».
В качестве ближайшей задачи рушатся планы проникновения СССР на Ближний Восток через Израиль - те самые планы, которые вызвали восторг в Политехническом музее.
В качестве промежуточной задачи организаторы убийства вносят раскол в ряды советской элиты, а в качестве своей конечной цели преследуют и раскол в советском обществе, создание «пятой колонны» внутри советской интеллигенции.
Точный выбор объекта приложения сил требует детального знания реальных механизмов управления СССР вплоть до конкретных персоналий, а постановка долговременных целей на многие десятилетия вперед выдает в авторах операции мастеров политической драматургии.
За этим преступлением стоят люди с университетским образованием; доктора философии, но никак не выпускники ремесленных училищ. Европейцы, потомственные колонизаторы душ, а вовсе не азиаты - палачи и краснобаи.
За этим преступлением стояли люди очевидно умнее Абакумова и, пожалуй, умнее Сталина. И даже многих евреев. Во всяком случае, многих советских евреев, которые тут слишком разленились и обрусели.
У Черчилля есть интересная мысль на этот счет.
А Михоэлс зря не поехал в Англию играть короля Лира. Был бы жив.