Оригинал взят у
civil_disput в
Существует ли связь между бизнесом и культурой? Такая связь существует - ответ оптимиста. Но оптимизм по поводу культуры бизнеса не является вещью самоочевидной, особенно, в России.
Вот почему меня иногда критикуют за название школы:
Школа культуры и бизнеса.
Если бизнес, то причем здесь культура? И наоборот.
Деловым "реалистам" кажется смешным, что кто-то рассуждает "о прекрасном" в контексте охоты на деньги, а культурных "оптимистов" коробит от соседства культуры с деловыми охотниками. Давайте лучше о чем-то одном!
Однако мы не можем удовлетворить ни тех, ни других, поскольку название школы отражает наш особенный подход к преподаванию философии управления (в том числе, и бизнесом).
Этим подходом мы обязаны Философу и Социологу - Александру Зиновьеву и Фрэнсису Фукуяме.
Зиновьев, крупнейший русский философ последнего времени, указывает на два аспекта любой человеческой деятельности: деловой и коммунальный.
В деловом аспекте люди производят все необходимое для их существования, включая материальные и духовные элементы культуры: поэмы, романы, философию, музыку, стили и т.п. Писательский труд или труд философа это тоже бизнес, а не только культура.
В коммунальном аспекте люди совершают поступки в зависимости от того, что их много, и от того, что их труд является коллективным, а интересы не совпадают.
Примеров совместного существования двух аспектов, далеко не всегда мирного, можно привести очень много.
Философ может стремиться к признанию своих идей, а корректор его "философий" мечтает о выходных днях и о том, чтобы философ не допускал бы грамматических ошибок в тексте.
Герои Толстого живут в деловом аспекте школьной программы по литературе, а школьные сочинения по роману "Война и Мир" - в коммунальном. "Наташа вбежала в комнату, откинув волосы на зад".
Министерство обороны - это деловой аспект, коррупция в оборонной сфере - коммунальный.
Правительство России занято делом, но каждое новое выступление Дмитрия Анатольевича подтверждает справедливость идей Александра Александровича.
Бизнес-школы учат управлению деловым аспектом бизнеса, и лишь отчасти затрагивают его коммунальный аспект, когда включают в свои курсы такие вопросы, как "ориентация на клиента" и "лидерство". Наша Школа культуры и бизнеса сосредоточена на управлении коммунальным аспектом, на его исследовании, объяснении, и получении практических выгод от использования коммунальных отношений в бизнесе. Это важно, поскольку мы открываем глаза слушателей на те стороны их бизнеса, которые они не видят, и еще потому, что конкуренция не является явлением в деловом аспекте, это явление коммунальное. Бизнес-школы поэтому плохо учат методам конкуренции, а мы этому учим хорошо.
Причем же здесь культура?
Культура - управляющий элемент коммунального аспекта. Культура, которую мы вслед за Фрэнсисом Фукуямой понимаем как Правила Доверия, есть царь и бог коммунальности.
Это только кажется, что школьники, способные навсегда убить любовь к любому предмету в их учителях, продавщицы, принимающие товар в разгар рабочего дня, сотрудники учреждений, требующие у вас справку о наличии справки, не поддаются никакому структурированию.
На самом деле, кажущийся хаос коммунального аспекта жизни со всеми ее гениями и злодеями сводится к тому, что люди в любом деле ведут себя не так, как того требуют объективные правила дела, а как того требуют объективные правила господствующей в обществе культуры.
Невозможно научить сотрудников ориентации на клиента, строителей - правилам строительства, банки - не грабить, правителей - думать и проводить честные выборы, если это не предусмотрено культурой данного общества.
Эксперименты Стенли Милгрэма из Йельского университета показали, что от 67 до 85% людей в обществе ориентируются в своем поведении на то, что им предписано культурной средой, вне всякой зависимости от логики происходящего в действительности, их актуальных симпатий и антипатий, и даже собственных интересов.
Мы называем это правилом 85/15 и говорим слушателям, что 85% энергии социальных систем расходуется на сохранение их культурных условий, и лишь 15% на их изменение. Поэтому культуры крайне консервативны. Дело вынуждено приспосабливаться к культурным условиям, а не наоборот. Поэтому в долгосрочном плане деловой аспект бизнеса никогда не превзойдет в этом бизнесе его коммунальный аспект, управляемый культурой.
Фукуяма считает, что существующие человеческие общества можно разделить на культуры двух типов.
В культурах первого типа доверие концентрируется в органах власти и в семье. Но за пределами государственных институтов и родственных связей оно практически отсутствует.
Такое положение характерно для Китая и России.
В культурах второго типа люди доверяют преимущественно тем объединениям, которые они создают сами, в рамках частной инициативы. Таковы американская и японская культуры.
Это означает, что японская или американские частные компании будут всегда получаться крупнее и сильнее российских и китайских частных компаний, просто потому, что они "японцы" и "американцы". Рост российских или китайских частных бизнесов будет ограничен интеллектуальным потенциалом родственников-учредителей. Правила доверия будут препятствовать расширению, а чтобы увеличить потенциал и начать конкурировать на глобальном рынке с американцами и японцами, потребуется создание государственных компаний, со всеми их специфическими недостатками.
Другой вывод, который мы должны сделать: игнорирование правил коммунального аспекта не освобождает от диктата коммунальности. На практике следование в бизнесе только правилам дела приводит к напрасной трате времени и денег.
Поэтому все же культура И бизнес, и никак иначе.