Еще одна попытка конца истории

Sep 06, 2019 21:35

Историю в школе должен преподавать тот, кто ее любит, а не обязательно профессиональный историк, считает министр просвещения (от Бога!) Ольга Васильева.

Понятно, что "любимая" кем-то, кто за эту любовь платит, историческая истина, необязательно должна быть истиной. Школьник, да и взрослый человек в большинстве случаев не отличает истину от вымысла, когда ему преподносят "историю". Например, в форме альтернативной "истории". Как верно заметила О. Васильева, популяризаторам достаточно "чудесно рассказать", и успех обеспечен.

Почему же властям понадобилось неверное мнение?

За желанием подменить историю государственным вымыслом об истории просматривается кризис иерархии как типа организации общественной жизни.

1. Деловой аспект иерархии. В обществе остается все меньше занятий, предполагающих исполнение указаний в чистом виде. Например, носить кирпичи и складывать из них стену. Чем дальше, тем больше такого рода функции переходят к машинам, наделенным квази-интеллектом. Более того, к машинам переходят и такие интеллектуальные, но не требующие высокого интеллекта функции, как выдача справок из архивов, написание текстов на заданную тему.
Интеллект большинства носителей интеллекта уже недостаточен для конкуренции с машинным интеллектом. Это относится и к людям, занимающим высокое положение в человеческой иерархии. Чтобы сохранить свое положение, у бенефициаров иерархий возникает соблазн оградить общества от знаний. Для этого им и требуются вымышленные картины мира, вымышленная история управляемых обществ, которая подчеркивала бы незыблемый статус тех, кто наверху.

2. Культурный или коммунальный аспект. Иерархию подрывают также растущие объемы информации, производимые на нижних уровнях. Эти новые объемы информации в своей основе возникают из проникновения управленческих функций, которые ранее исполнялись исключительно элитами, в низы общества. Попросту более сложные общества требуют более сложных систем управления, и большего числа управленцев. Новые низовые интеллектуалы конкурируют с нормативной информацией, "спускаемой" с вершины. Важнейшее условие иерархии - устранение конкурирующих картин мира оказывается невозможным поддерживать вследствие того, что новая информация теперь производится на всех уровнях, а разнонаправленные информационные потоки в высшей степени хаотичны. С этой проблемой традиционным, не освоившим еще машинный интеллект иерархиям, таким как российская, справляться сложнее. Впрочем, это проблема и для более продвинутых западных иерархий. Это раньше бухгалтер был Человек, а теперь бухгалтеров много, а от бухгалтера недалеко и до экономиста, а экономист - это готовый оппозиционер. Второй аспект проблемы, возможно, стратегически совсем уничтожит иерархию "как класс". Но пока от него защищаются, в частности, по "методу Васильевой".

теория организации, психоистория для бизнеса, философия управления

Previous post Next post
Up