и не торговая, и не война, и не США и Китая…
В феврале - марте 2018 г. дефицит США в торговле с Китаем составлял 312 млрд. долларов. К настоящему моменту дефицит американской стороны достиг 355 млрд. долларов.
Предпринятое США в последнее время дипломатическое наступление на Китай и введение санкций против китайской экономики увеличили этот дефицит на 25 млрд. долларов.
США продают в Китай дешевое продовольствие, сырье или продукцию низких переделов, а покупают дорогую электронику, машины и модную одежду.
Так это выглядит с формальной точки зрения. Но в действительности всё совсем не так, как кажется.
Китай продает в США то, что придумали американские инженеры, дизайнеры, маркетологи, консультанты «большой четверки», создатели идей и новостей из Голливуда и мира больших СМИ, ученые американских университетов. Организацией финансирования этой торговли занимаются американские банки и ФРС.
Казалось бы, администрация Трампа делает глупость. Но всё совсем не так, как кажется.
Великий американский план изначально не учитывал ни китайский менталитет, ни азбучную истину о том, что деньги стремятся туда, где производят вещи, а не туда, где их придумывают, ни то простое обстоятельство, что американское производство в Китае означает американскую безработицу в США.
Казалось бы, этот неверный план следует отменить, а Трамп поступает мудро, пытаясь вернуть производство в США. Но такой возможности на самом деле нет.
Для США сама возможность принимать решения в отношении торговой войны с Китаем связана со статусом доллара как мировой валюты. А как, не имея дефицитной торговли, вы сделаете доллар мировой валютой? Вы должны покупать у всего мира что-то за доллары, чтобы во всем мире у людей были доллары. А что вы будете покупать, если вы всё производите сами?
Казалось бы, Трампу стоит смириться с дефицитом. Но и это неправильно.
По мере исчезновения труда в США, американское общество стремительно теряет покупательскую способность. Похоже, именно эту мысль американские переговорщики пытаются донести до китайцев. Кто же будет покупать американские товары made in china, если не американцы?
Казалось бы, логика в этом есть, а китайцам стоило бы потесниться.
Но и такая возможность не является выходом из ситуации.
Труд в Китае востребован, следовательно, труд дорожает. Заметим, что труд дорожает в самой густонаселенной стране мира. Следовательно, Китай должен всеми силами выжимать из потребителей премиальные вместо того, чтобы раздавать скидки.
Но и эта логика имеет свои изъяны.
Китайский промышленный потенциал прочно сидит на американских идеях, одной из которых, и весьма популярной, является ненависть простых американцев к американскому производству, уехавшему в Китай. Американская политика - в противоречие всему тому, что марксисты писали о буржуазном государстве - учитывает настроения простых американцев.
В итоге, если мы хотим понять суть проблемы, мы должны забыть о торговых отношениях двух стран. Речь идет, прежде всего, о таком кризисе, в котором США и Китай не могут считаться двумя разными субъектами кризиса.
Уже «полюбившийся» постоянным читателям инструмент психоисторической науки можно применить для описания американо-китайских противоречий как, своего рода, внутренних страданий запутавшегося мыслящего существа.
Синие стрелки означают отношения сотрудничества, красными стрелками показаны конфликтующие в данный момент квадры.
Любопытная получается картина, когда мы рассматриваем США и Китай в качестве одной мыслящей системы. Оказывается, что американские «старожилы», которых представляет Трамп, находятся в невыгодной позиции относительно китайских «строителей». Ведь у Трампа мировоззренческий конфликт с демократами, и не только с ними. Это конфликт с упомянутыми ранее творцами современной парадигмы мирового развития: инженерами, дизайнерами, маркетологами, консультантами «большой четверки», создателями идей и новостей из Голливуда и мира больших СМИ, учеными американских университетов.
Влияние этой квадры огромно, но… оно сильнее ощущается в Китае и в «остальном мире», чем в США. В американской политике всегда побеждают те, кто контролирует больше людей и денег. И, если уж власть попала в квадру старожилов, то с людьми все понятно. Народ за Трампа.
Следовательно, интрига связана с деньгами. Третья американская квадра «деловых людей» поддерживает обе стороны.
Но долго так продолжаться не может.
Вопрос состоит в том, какая из синих стрелок порвется первой. Банкиры могут порвать либо с Китаем, либо с Трампом.
Первое решение означает потерю денег и возможности их зарабатывать прежними способами. Потерю парадигмы роста, но пусть это беспокоит университетских умников, не так ли?
Второе решение означает довериться умникам из первой квадры, потерять, вероятно, деньги и, если не поможет, потерять и дом в США вследствие исчезновения труда, которое превзойдет по масштабам Великую Депрессию. И что тогда?
Бесспорно, наилучшим решением для всех стала бы добровольная капитуляция Китая и чашка риса в день. Но все же понимают, что это невозможно! Нет в Китае ни Горбачева, ни Ельцина.
Впрочем, каких-либо легких путей для Китая я тоже не вижу.
Об авторе
Евгений Владимирович Милютин (род. в 1965 г.) - российский историк, востоковед, получивший образование в Институте стран Азии и Африки при МГУ, Дипломатической академии МИД России, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Имел опыт преподавательской работы в Asia Pacific Center for Security Studies (США). Имеет ранг второго секретаря российской дипломатической службы. Писатель, автор книги
«Психоистория. Экспедиции в неведомое известное», изданной в 2017 г. в Германии. Журналист, пишущий на темы психоистории, постоянный автор газеты «Литературная Россия». Руководитель
международного сообщества психоисториков «Зеленая Лампа».