Сначала преподавание философии за деньги государства хотели устранить в Японии. И вот новая инициатива, более радикальная. Президент Бразилии Жаир Болсонару объявил, что правительство прекратит финансировать преподавание гуманитарных наук вообще. Помимо философии, бразильские власти планируют в первую очередь отказаться от социологии, журналистики, культурологии, психологии, религиоведения.
Балсонару известен неприязнью к социалистическим идеям, которыми заражена, по его мнению, университетская мысль, но не так все просто. Не вчера образованные интеллектуалы задумались: а зачем им, собственно, наука?
Этот вопрос является неотъемлемой частью самой науки.
Греческий мыслитель римского призыва Секст Эмпирик, живший во второй половине II века н. э. в Александрии, в Египте был, по-видимому первым, кто предложил избавиться от научного знания целиком, которое при его жизни было или философским, или математическим. А математика понималась как разновидность философии, как одна из ее школ.
Это слово, «математика», еще не было названием особой науки, а согласно правилам пифагоровой школы математиками назывались ученики старших классов, которым позволяли высказывать свое мнение. В младших классах у Пифагора можно было только слушать преподавателей, поэтому младшеклассников называли акусматиками или слушателями.
Курсы греческих университетов были ужасно долгими, двадцать лет учебы не считались чрезмерным испытанием, многие учащиеся так и не добирались до верхних этажей, так что Секста в чем-то можно понять.
Свой знаменитый труд он мог бы назвать «не могу молчать», но на самом деле он называется «Против ученых» (Adversus Mathematicos). Ученые (или старшеклассники) так чем-то обидели Секста, что он не обошел вниманием никого из своих знакомых.
Разделы книги повторяют названия образовательных курсов, которые обычно читали в университете II в. н. э.:
«Против грамматиков» - I,
«Против риторов» - II,
«Против геометров» - III,
«Против арифметиков» - IV,
«Против астрологов» - V,
«Против музыкантов» - VI (музыка входила в корпус знаний пифагорейской школы),
«Против логиков» - VII и VIII (так как в этом трактате две книги),
«Против физиков» - IX и X (по той же причине),
«Против этиков» - XI.
И, наконец, вишенка.
«Наша цель - сосредоточить усилия на предметах, дающих моментальную отдачу населению, таких как ветеринария, медицина и инженерные науки», - считает Балсонару. Прозвище автора древнего труда «Эмпирик» означало «врач», «доктор», «медик». Подтекст его работы оказывается весьма узнаваемым, актуальным: практики против теоретиков. Балсонару или его советники просто актуализировали этот вечный спор.
Вот только правы ли уважаемые практики - врачи и инженеры, и что им могут возразить гуманитарии?