В отличие от понятий традиционной спекулятивной историографии, таких как «общества», «классы», «страты», «цивилизации», «этносы», представляющих собой впечатления субъектов истории о себе, которые могут быть неточными, предвзятыми и ошибочными, понятие психоисторического аттрактора является научным инструментом изучения конкретных субъектов истории. Автор утверждает, что различие здесь такое же, как между впечатлением человека о том, что его «лихорадит», и диагнозом врача: у вас ОРВИ/грипп/малярия/стресс.
Древняя Русь рассматривается как первое из меняющихся состояний российского аттрактора, подобно тому, как каждый человек в своей истории был когда-то младенцем. Но это не означает, что древняя Русь есть что-то древнее, чего уже нет. Это лишь прошлое состояние того же образования мысли, что живо и поныне.
Лекции
1. Этический психотип у восточных славян
«Именно такого рода чувствованию следует приписать то обстоятельство, что так много людей ходят в театр, или на концерт, или в церковь». - К. Г. Юнг; характеристика этики как психотипа; причины преобладания этического мышления у восточных славян: низкая продуктивность земледелия и столкновения с кочевниками; у земледельцев не обязательно рождаются дети-земледельцы, но у восточных славян мышление, пригодное для политики или торговли, или других неземледельческих занятий, было вынуждено работать в поле.
Подобная психоисторическая ситуация, казалось бы, должна была обречь нашу страну на многовековое существование лишь примитивного земледельческого общества. Так как же возникла Россия?
2. Вторжение русской сенсорики в славянский мир
Как земледельцы стали моряками и воинами; военно-торговое государство русов в IX веке; славянская этика есть то, что Русь в себе преодолевает; идеальные хищники - характеристика русского сенсорного психотипа: нацеленность на осязаемый вещный результат в сочетании с принципиальной безыдейностью.
Если этика восточных славян сделала их мир бесконечно покорным судьбе или внешней силе, то русский мир изначально представлял собой бесконечное соперничество отъявленных балтийских головорезов. В чем же состоял секрет устойчивости Древней Руси, вместившей в себе такие противоположные начала? Как возникли правила политики и культуры, городская жизнь, общерусская торговля?
3. Психоистория как наука. Основные концепции и понятия
Психоисторические древности: загадка Гомера, мысль и чувство у Аристотеля; видение мира умом: опыты Вернера Эрхарда; Россия как продукт психики; если бы мышление питалось от электростанций, то всего производства электроэнергии в материальной России хватило бы, чтобы поддерживать мысль о России в течение только половины секунды; нейроны слышат звуки молекул… на расстоянии; 8 психотипов Юнга как основа распределенной между индивидами сети мышления; аттракторы - распределенные сети мышления и действующие силы истории.
«Но есть и нечто невидимое, нематериальное», - с этого утверждения в «Метафизике» Аристотеля начиналось изложение «теории всего», из которой ученый мир впервые узнал о материи, энергии и энтелехии, переделанной позже в «интеллект». Россия - это интеллект, создающий себя из себя, из 8 возможных своих состояний. И в этот ряд поместится вся мелодия России: созидание и лень, храбрость и трусость, доброта, и гнев, а иногда смятение, когда зеркало мышления, отражающее самое себя, не может решить, чего же оно от себя хочет.
4. Древнерусский психоисторический аттрактор
Экстравертная ориентация, выраженная в военно-торговой экспансии; нелокальность источников доходов как предпосылка общерусской военно-торговой корпорации; города как центры политического контроля - в отличие от раннефеодальной Европы; второстепенность, подчиненность христианских норм дружинному кодексу поведения знати в домонгольской Руси; тесная связь русского и германского культурных миров.
Тем историкам, кто настойчиво ищет в русской жизни домонгольской эпохи сильное славянское начало, со следами не повезло. Будь то в княжеских покоях, или на пирах дружинников, или в городской торговле, мы обнаруживаем следы русской сенсорики, с которой завоеватели пришли с Запада, но не видим, за исключением языка, ничего психоисторически славянского. Быстро переняв славянский язык, русские сенсорики не стали славянскими этиками. Вторая этическая функция аттрактора стала заимствованием не у славян, а у греков.
Однако усвоение христианства русскими имело важные отличия от аналогичного процесса у франков: из церковной традиции была взята этика, но не логика, что предопределило трудные и болезненные взаимоотношения российского аттрактора со знанием о человеке, обществе и государстве.
Лекции курса читаются один раз в неделю по скайпу. Для записи: milutinev@rambler.ru Или через личные сообщения в ЖЖ или Фейсбуке.
Об авторе: Евгений Владимирович Милютин, российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги
«Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Вы можете комментировать эту и другие мои статьи
в группе любителей психоистории «Зеленая Лампа» в Фейсбук.