Советская власть и диссиденты. Причины диссидентского движения в СССР

Feb 21, 2019 17:26

Хрущев лишил советскую власть ореола недоступности и мудрости, который прежде окружал ее в сознании подавляющего большинства населения страны.

Внешне простоватый Хрущев, щеголявший близостью к народу, выступавший с многочасовыми речами по любому важному или неважному поводу, разрушил те психологические барьеры, которые защищали власть от насмешек. Герой многочисленных анекдотов, Хрущев не воспринимался ни как мудрый, ни как страшный вождь.

Спустя месяц после отставки Хрущева, в ноябре 1964 г. на пленуме ЦК КПСС новые руководители СССР на всю страну обвинили Хрущева в «субъективизме», «прожектерстве», «необоснованных импровизациях». Как должны были воспринимать такие официальные сообщения советские люди, привыкшие за долгое правление Хрущева к славословиям в адрес его сомнительных начинаний в исполнении тех же людей, которые теперь его обвиняли? Поколению, пережившему в своем сознании культ личности Сталина с его разоблачением, вновь был предложен похожий смысловой кульбит.

Брежнев и прочие «рыцари цековского стола» не воспринимались в качестве победителей дракона, подобно Сталину. Скорее, в них видели группу подхалимов - достаточно было полистать старые газеты - которым удалось подсидеть начальника-самодура.

Разумеется, советские руководители не могли быть знакомы с современными исследованиями, утверждающими, что ложь, претендующая на правду, с последующим ее разоблачением вызывает у людей «информационную апатию». Но, честно говоря, то же самое утверждает и здравый смысл. Советской власти перестали верить, а отставка Хрущева не привела к восстановлению доверия.

Конечно, большинство советских людей было готово и дальше подчиняться советской власти, пока это подчинение не было слишком обременительным, или было даже выгодным - а за этими выгодами брежневское руководство тщательно следило, стараясь не уменьшить, а увеличить их.

Но была в Советском Союзе и такая группа людей, которым советская власть наступала на горло - отчасти по невежеству, недомыслию, отчасти потому, что была вынуждена так поступать.

В перспективе нас интересует вопрос о том, почему диссидентские точки зрения стали проникать в более широкие лояльные слои советского общества, включая слои элитарные, и в конце концов победили, стали новой идеологией постсоветской России.

Об этом в пятницу, в 20:30 по скайпу.

По поводу участия в семинаре пишите в личку или сюда: milutinev@rambler.ru

Программа нового курса русской и советской истории.

новый курс русской и советской истории, зеленая лампа, история СССР, психоистория

Previous post Next post
Up