Технократия как могильщик капитализма и рабочего государства

Feb 19, 2019 17:05

Марксисты не заметили принципиальных изменений в качестве современных им государств, которые они продолжали считать «буржуазными». Помимо прежних задач поддержания господства буржуазии и классового мира, передовые государства Европы и США приняли на себя также управление техносферой как народнохозяйственным комплексом. В конце XIX века, чтобы зарабатывать на ножницах цен, промышленно развитое государство должно было находить наилучшие решения не отдельных изолированных проблем, а комплексные решения множеств проблем: начиная от создания академической среды вообще ради создания передовых машин в частности, до вакцинации населения, своего или чужого, в том числе, при помощи вакцин культуры или промывания мозгов.

Именно потому, что техносфера необходимо потребовала комплексных решений, буржуазное государство, которое и раньше было в политическом смысле отчуждённым от господствующего класса буржуазии, стало отчуждаться от неё также и барьером компетенций, необходимых для управления техносферой, которыми буржуазный класс не обладал. Возник социальный феномен, не сводимый к буржуазному обществу - технократия.

Но марксисты, сталкиваясь с этим новым феноменом повсюду, видели только приказчиков капитала. Они не заметили, что технократы обладают потенциально более высокой организационной культурой, нежели культура буржуазии. Этот провал их теории можно объяснить тем, что объектом марксистского исследования было скорее отдельное частное предприятие, но не экономика; скорее экономика, чем цивилизация, включавшая также и технику, наконец, скорее материальная сторона цивилизации, чем движение мысли.

Не заметив технократию, они не заметили в истории… себя. Своё в ней место.

Это верно, что чиновник министерства путей сообщения не был собственником конкретных паровозов. Однако, использование этих паровозов было немыслимым без его комплексных решений. Например, без железнодорожного расписания. Составление расписания требовало учёта того, что капиталистическое предприятие не может учесть, и не должно учитывать - интересов народнохозяйственного комплекса и общества в целом. Но лишь такой учёт был способен сделать железнодорожный бизнес прибыльным.

Когда капитализм стал выходить за пределы частной инициативы и для своего нормального функционирования обратился к таким комплексным решениям, как железнодорожные расписания, он перестал быть капитализмом. Но его могильщиком становились не пролетарии, как ошибочно полагали Маркс и Энгельс, а скромные чиновники министерств путей сообщения и другие технократы.

Полный текст: ИСТИННАЯ ПРИЧИНА КРАХА СССР. Рабочий класс против бюрократии. Литературная Россия

Об авторе: Евгений Владимирович Милютин, российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Вы можете комментировать эту и другие мои статьи в группе любителей психоистории «Зеленая Лампа» в Фейсбук. Для этого нужно присоединиться к группе.

история России, история СССР

Previous post Next post
Up