В марте и апреле я читаю в
«Зеленой Лампе» цикл лекций «От Февраля к Октябрю» о событиях русской революции 1917 года.
Сравнивая прошлое с настоящим, замечаешь, что обманом грешили все силы, стремившиеся к власти. Но было важное отличие в том, как на этот обман реагировали действительные власти. Они крайне редко попадались на удочку ложной информации и еще реже принимали решения исходя из того, что писали газеты. Это считалось неприличным.
Царская администрация образца 1917 года была разъедена коррупцией, впала в мистицизм и приближалась к маразму. Тем более удивительно замечать в ней весьма действенные механизмы административной правды. И то же самое может быть сказано о поведении других великих держав. Если они и пытались обмануть друг друга, то это делалось на таком высоком профессиональном уровне, что историки до сих пор не могут разгадать тайны информационной войны начала XX века.
Сегодня мы, напротив, видим странную зависимость рискованных политических решений ведущих стран Запада от грубых информационных поделок кустарного производства. Стоит появиться очередной мутной видеозаписи с мобильного телефона, как начинают звучать грозные речи в Совбезе ООН, как приводятся в движение авианосные соединения.
Мы привыкли понимать это так: они (правительства) хотели так поступить в любом случае, и кто-то (какие-то кустари на аутсорсинге, кого выгнали за разврат из борделя) принесли им «пробирку Пауэлла».
Привычная картина вряд ли верна. Подозрения в том, что телега нашего восприятия политики стоит впереди лошади, возникали у меня и раньше, но дело об отравлении Скрипаля и новое дело о «химических животных» в Сирии превратили эти подозрения в уверенность.
В обоих случаях мы могли заметить, как нормальное течение политики прерывается фейковой информацией, как политики получают вслед за тем приказ превратить себя из зайчиков в крокодилов, и как заводятся моторы войны. Мне представляется очевидным, что хозяева фейка являются и хозяевами политиков. Но кто они в таком случае?
Два материала, которые висят у меня на Дзене, предлагают информацию к размышлению.
«…к 1970-м гг. европейские общества утратили представления о себе как о целостностях и превратились просто в совокупности мужчин и женщин, не связанных никакими общими устремлениями.
Едва ли можно считать простой случайностью, что между 1979 и 1981 гг. власть в Великобритании и США оказалась в руках политиков без политической биографии, без стоящих за ними школ политической мысли, идеологии или философии - все это было раз и навсегда отброшено.
Вместо этого сначала Тэтчер, а затем Рейган обратились к чувственным материалистическим желаниям потребителей в точно такой манере, как это уже практиковалось в торговле: «этот кусок мыла, этот шампунь сделают вас более счастливыми».
Новая политическая парадигма с тех пор возымела огромный успех на Западе, тиражировалась уже бесчисленное количество раз на выборах разных уровней в западных странах. Новая политика не преследует целью привести общества (которых уже нет) к чему-бы то ни было, к новым, более счастливым состояниям. Политика превращается во все более роботизированную машину, продающую людям их мнения, манипулирующую этими мнениями и, в конечном итоге, капитализирующую мнения во власть и богатство».
Этот лонгрид называется
[Наказание Британией].
Насчет Британии там ничего не сказано, зато много сказано о том, как мир Запада пришел к господству фейка, ставшему новым капитализмом.
Возникла целая индустрия постправды - инструмент господства необуржуазии, производящей богатство при помощи финансовых инструментов и манипулирования образами реальности.
Производство политики является частным проявлением нового капитализма, а его главной задачей остается извлечение денег.
Но они теперь извлекаются не из земли, и не из труда на фабрике. Их делают из радости, страха, животных инстинктов.
И это очень большие деньги.
О том, насколько большие, и кто делает эти фейковые деньги, сказано в статье
[Сумрачный гений постправды].
«…особая глобальная элита, намного более могущественная, чем любая другая группа жителей планеты, и определяющая повестку дня для 99% населения. Глобократия, космократия, нетократия - это группы, которые контролируют сетевой сегмент современного мира и играют независимую - или даже доминирующую - роль по отношению к капиталистам-банкирам, промышленникам-корпоратократам».
Уверен, что они и нажимают на кнопки политического фейка.