Философия здорового человека: энергия, энтелехия, техника, психика

Jan 31, 2017 18:17



aka синопсис первой части Истории мысли от античности до наших дней. Лекции 1 - 15// Иллюстрация - Joel Rea

Чтобы познакомить слушателей с основными понятиями философии, лектор произнес около 54 110 слов, написал примерно 308 467 букв; наша работа уложилась почти в 23 часа, проведенных в скайпе в течение трех с половиной месяцев.

Все это время мы говорили о понятиях, которые сопровождают нас от рождения до смерти, составляя альфу и омегу разумности человека.

Эти понятия досконально продуманы и оставлены нам в наследство греками; вот почему в заголовке они указаны близко к их греческому звучанию.

Человека, лишь вступающего во владение этим наследством, его греческая формула порой сбивает с толку. Итак, содержание нашей работы сводилось до сих пор к овладению понятиями:

Действия, приводящего в движение
Предназначения
Искусства
и доверенной нам Души



О действии

Включение личности в мир описывается в терминах действия: дитя открыло глазки, тянет ручки, встало на ножки. Действует, приводит себя в движение, - значит, всё в порядке. Движение есть внешний признак того, что важно и составляет суть, а именно, действия. Эту связь нельзя упускать из виду.

Греки заметили также, что движение связано с изменением формы, с трансформацией вещей.

Разбирая этот вопрос, Аристотель предположил, что связь действия, движения и трансформации вещи невозможно прояснить одним только опытом видимого мира: «видя, что вся природа находится в движении, и полагая, что относительно изменяющегося нет ничего истинного, они стали утверждать, что о том, что изменяется во всех отношениях, невозможно говорить правильно. Именно на основе этого предположения возникло крайнее из упомянутых мнений - мнение тех, кто считал себя последователями Гераклита и коего держался Кратил, который под конец полагал, что не следует ничего говорить, и только двигал пальцем и упрекал Гераклита за его слова, что нельзя войти в одну и ту же реку дважды, ибо сам он полагал, что этого нельзя сделать и единожды». - Лекции 13, 14*

* Анонсы всех лекций см. в конце текста по ссылкам.

Знать о движущихся телах, стало быть, невозможно, так как они все время меняются. Аристотель оспорил это мнение, заявив, что «пусть по количеству вещи не будут постоянными, однако мы познаем их все по их форме».

Зная о движущейся природе, мы входим в эту реку и дважды, и трижды лишь потому, что формулы вещей нам известны. Волгой мы называем формулу вещи, а не конкретное движение вод. Зная, мы отбираем у движущейся природы ее неизменность. Природа вещи, следовательно, распадается на эти аспекты: движение и неподвижную формулу (знание).

Знание отчуждается и сохраняется в форме мысли, поясняя действующие причины. Ясно, что мысль не может быть ни природой, ни физическим движением. Но что она такое? Может быть, действие именно потому принимается мыслью, что она представляет собой среду действия? Такое предположение помещает действующую причину видимого мира вне видимого мира. Действие, чтобы оно могло двигать и трансформировать, должно оставаться за ширмой.

Простой вопрос о природе движения заставил нас открыть для себя понятия действия, формы, и задуматься о том, что мы сами такое. Ведь о себе мы могли бы сказать словами Декарта: мы - мыслящие вещи. - Лекция 1

Возможно, в этом и состоит главная ценность греческого наследства: в завещании мы нашли одно слово - энергия, давно знакомое и не кажущееся ценным приобретением. Однако стоило прикоснуться к этому слову, как оно будто подверглось заклятию бесконечного умножения. Вот и сова с огненным оком, и сама Афина - многосоветливая, как говорили о ней греки.

Без подсказок богини трудно обойтись в постижении мира мыслей: как он возник? Сам ли породил себя, или есть следствие неизвестной причины? - Лекция 2

Но таких подсказок нам не оставлено, и потому вопрос о самом очевидном и чаще всего встречающемся человеческом качестве оказался для человека самым до сих пор неразрешенным, и, пожалуй, самым невыспрошенным до конца вопросом.

Вслед за Парменидом мы могли бы теперь сказать, что мышление делает себя тем предметом, о котором мыслит. Мысль и то, о чем эта мысль - одно и то же. В этом смысле каждый конкретный человек является не тем человеком, который живет в конкретном месте, ходит куда-то на работу, и обладает ограниченным набором понятий мышления, напротив, человек есть все то, о чем способна поведать история понятийной человеческой системы, включая ее новейшее состояние.

Понятийная система человеческого мышления охватывает область от размеров объектов микромира до размеров видимой Вселенной, или от бозона Хиггса с гипотетической областью расстояний ~ 10^-19 m, до самых удаленных от нас объектов Вселенной, ~10^26m. - Лекции 3, 4

10^45 m - масштаб понятийной системы

Избыточность такой огромной системы понятий с биологической или социальной точек зрения совершенно очевидна.
Менее очевидным и, тем не менее, верным, является вывод о предшествовании этого масштаба понятий данному масштабу понятий. Кажется, что это абсурдно, но все понятия математики в указанном наборе величин расстояний уже необходимо существовали до появления самых первых понятий математики, иначе наше неподвижное описание мира (знание) никак не могло бы соответствовать данному состоянию движущегося мира. Иными словами, самый парадоксальный аспект нашего представления о мире состоит в том, что мы имеем о нем верное представление.

Другой парадоксальный аспект нашего знания о мире состоит в том, что его основания, о которых трактует античная философия, и которые до сих пор остаются истинными, не были получены из наблюдений движущейся реальности, а представляют собой последовательное развертывание в мысли нескольких частных мыслей. - Лекция 6

Перефразируя знаменитое высказывание Мартина Хайдеггера о философии, можно утверждать, что весь набор актуальных состояний движущейся вселенной с ее бозонами и гравитационными линзами предпослан нам мыслями людей, которые более двух тысяч лет назад заведомо не могли наблюдать движение мира в данной его точке. Это нечто большее, чем опровержение ведущей роли практики.

Возможно, вещи не просто имеют формулу, но эта формула включает в себя энтелехию, или, в самом приблизительном переводе, траекторию движения. В незримом мире, остающемся за ширмой, или в гипотетической среде действия энтелехия предстала бы в качестве замысла движения. В таком случае, отчуждая аспект действия и зная, знаешь, разумеется, этот замысел.

В поэме «Труды и дни» поэт Гесиод говорит о том, что решения мойр более не обладают произвольной и мгновенно действующей силой рока. Между этими решениями и их исполнением возникает траектория, подлежащая правдивому толкованию, которая и оказывается врученной людям, - такова Дике или Правда. - Лекция 5

Труды Аристотеля отделены от трудов Гесиода веками зрелости, сделавшей ненужными поэтические подпорки. Но это нисколько не упрощает вступление в наследование следующим сокровищем. Мы, к сожалению, не такой уж и зрелый народ, вот почему на Аристотеле энтузиазм многих наследников ломается: «им и так все ясно».

Хотя нет более загадочной вещи, чем энтелехия.

О предназначении

Спрашивать о предназначении значит спросить о том, является ли оно судьбой или проистекает из искусства?

Точка зрения, что энтелехия есть судьба, опирается на авторитеты Платона и христианской Церкви, и высказана в новейшее время также космологами и, в целом, наукой.

В изложении Хайдеггера:
«Расти означает раскрываться навстречу широте небес, а вместе, корениться в непроглядной темени земли. И дуб продолжает по-прежнему говорить это проселку, который, не ведая сомнений в своем пути, проходит мимо него. Все, что обитает вокруг проселка, он собирает в свои закрома… погружаются ли в сумерки вечера альпийские вершины высоко над лесами, поднимается ли в небеса, навстречу летнему утру, жаворонок, дует ли со стороны родной деревни матери порывистый восточный ветер, тащит ли на плечах дровосек, возвращаясь к ночи домой, вязанку хвороста, медленно ли бредет, переваливаясь, подвода, груженная снопами, собирают ли дети первые колокольчики на меже луга или же туманы целые дни тяжкими клубами перекатываются под нивами - всегда, везде, и отовсюду в воздухе над дорогой слышится зов - утешение и увещевание, в котором звучит все то же самое». - Мартин Хайдеггер, Проселок

В согласии с указанным мнением, вещная материя рассеивается, приобретая более высокую степень беспорядка. Черные дыры должны поглотить в конечном счете всю высокоэнтропийную материю и стать самыми горячими объектами в замерзшей вселенной и, вследствие этого, испариться. Важно, что это процесс идет в направлении от низкой энтропии к высокой, от некого начала к некому концу, и на этом предположения заканчиваются. Они заканчиваются тепловой смертью материи. - Лекция 14

«Означать же это будет следующее: урожай и неурожай бывает не только на то, что произрастает из земли, но и на то, что на ней обитает, - на души и на тела всякий раз, как круговращение приводит к полному завершению определенного цикла: у недолговечных существ этот цикл краток, у долговечных - наоборот. Хотя и мудры те, кого вы воспитали как руководителей государства, однако и они ничуть не больше других людей будут способны установить путем рассуждения, основанного на ощущении, наилучшую пору плодоношения и, напротив, время бесплодия для вашего рода: этого им не постичь, и они станут рожать детей в неурочное время. Прежние стражи назначат своими преемниками лучших из этих детей, но все равно те не будут достойны и чуть лишь займут должности своих отцов, станут нами пренебрегать, несмотря на то, что они стражи. Мусические искусства, а вслед за тем и гимнастические они не оценят, как должно; от этого юноши у нас будут менее образованны и из их среды выйдут правители, не слишком способные блюсти и испытывать Гесиодовы поколения. Когда железо примешается к серебру, а медь к золоту, возникнут несоответствия и нелепые отклонения, а это, где бы оно ни случилось, сразу порождает вражду и раздор». - Лекции 8, 9, 10, 11, 12

Получается, что некое подобие закона тепловой смерти вселенной действует и в социальной сфере.

Разумно устроенная полития, способная проникать даже за занавеску колеблющихся теней материальной реальности к неизменным идеалам подлинного бытия, затем необходимо подвергнется саморазрушению. Это все равно, что сообщить человеку, что он родился, учился, женился, приобретал какой-то опыт лишь для того, чтобы умереть. Но именно такое послание и составляет суть восьмой книги диалога Платона «Государство» и, в целом, современной науки.

Чтобы мир выглядел таким, каким его видит наука, необходимо, чтобы бывшее в начале высокоорганизованное нечто с очень низкой энтропией почему-то стало двигаться в направлении состояний с высокой энтропией. Опять мы сталкиваемся с движением, которое неким образом определяет качество событий.

Чтобы осуществилось то, что мы наблюдаем, включая самих себя, начало мира должно было обладать очень высокой упорядоченностью. Если сравнить нынешнее состояние Вселенной с осколками бокала, разлетающимися по полу, ее начальное состояние должно было быть целым бокалом. А мы живем на осколках бокала, питаясь энергией его разрушения, и если бы бокал оставался целым, то не было бы движения, и нас бы тоже не было.

В этом начале кроется великая загадка, вновь отсылающая к Действию, которое попросту из актуального момента движения объяснить невозможно.

Если мир в целом движется к Хаосу, - а мы это наблюдаем в качестве регулярного потока событий как в природных, так и в социальных системах, - тогда как возник данный в начале Порядок, без которого было бы невозможным движение к Хаосу?

Единственное предположение, которое можно сделать на основе доступных науке данных, состоит в том, что мир создан искусственно. Это означает также, что неверен физический принцип понимания мира, а верен принцип искусства.

Об искусстве

Хотя математику считают наукой, и хотя на ее языке говорит с нами физика, математика строится на принципе, противоположном принципу физической науки.

Рассмотрим это важное отличие.

С точки зрения физики, событие определяется некими силами, но не измерениями или вычислениями. Чтобы сдвинуть покоящийся шар, необходимо приложить к нему силу. Измеряя этот шар или вычисляя его возможную траекторию, мы шар с места не сдвинем. Действие в физике - есть действие сил. Математика утверждает прямо противоположное: событие определяется решениями, которые суть именно измерения и вычисления. Действие в математике есть решение, не включающее силу. Все дело в том, что физика и математика имеют дело с разными объектами: соответственно, вещными или идеальными. К физическому шару можно приложить силу, и это считается событием. К математическому шару можно решить добавить число, и его размер увеличится - тоже событие, а влияние каких-либо сил отсутствует.

В силу различной причинности событий возникают две разные картины мира. Данный в опыте физический объект не может быть любым объектом, его свойства жестко определяются прошлыми событиями. К объекту должна быть приложена сила, чтобы произошло новое событие. А решение экспериментатора приложить эту силу не создает события. На берегу сидели три лягушки, одна лягушка решила прыгнуть в воду. Сколько лягушек осталось на берегу? - По физике правильный ответ «три», так как решение еще не прыжок. Математическое описание мира будет прямо противоположным. Данный в опыте объект может быть превращен в другой объект решением экспериментатора. Решения (измерение или вычисление) становятся причинами события, а приложение силы уже не требуется.

А как с лягушкой? Ну, теперь это будет, вероятно, лягушка Шрёдингера. Ничего более определенного о ней уже сказать нельзя.

То, что физическая и математическая картины мира существенным образом расходятся, выяснилось после обнаружения влияния измерений физических событий на эти измеряемые физические события и возникновения релятивистской квантовой механики. То есть физика признала отчасти свое заблуждение и, пусть неидеальным способом, но научилась учитывать влияние измерений.

Но вычисления будущего физике всё же не поддаются. Допустим, мы посчитали, что лягушка прыгнет на три метра. Допустим, мы решили послать космонавта на Луну. В физическом мире ни с лягушкой, ни, к счастью, с космонавтом вследствие одних только наших решений ничего не случится, - если только этот мир еще физический.

А в этом мы уже не можем быть уверены. В квантово-математическом мире действует принцип математики: на плоскости даны две точки, мы провели через них прямую линию. Затем мы решили добавить еще одну точку выше прямой. Только решили, но это уже треугольник с вершинами в трех точках. События следуют за решениями немедленно, быстрее скорости света, в отсутствие действия сил. Если математик решил, что космонавт на Луне, значит космонавт на Луне. Принцип искусства состоит в том, что мир таков, каким его представляют. Может быть, мы в порыве волюнтаризма решим отправить Луну на космонавта, - в математическом мире для этого нет никаких препятствий.

Это означает, что в растущем количестве случаев мы вынуждены предполагать намеренность, волюнтаризм, искусственность мира и наличие возможного автора этого мира. Который в любой момент может «придумать» новое продолжение природы. Прошлая физическая причинность, возможно, является набором одиноких частных случаев.

Эти шокирующие кого-то (но не математиков) новые представления о мире подтверждаются открытиями в биофизике, применяющей квантовую механику для объяснения энергоинформационных процессов в живых клетках. Если раньше о переносе информации клетками думали как о физическом следствии из того, что они живые и в них наличествуют биохимические реакции с выделением и поглощением тепла, то более тонкие исследования показали, что, напротив, теплообмен в клетках оказывается возможным потому, что в них происходят вычисления с ценой действия равной постоянной Планка. Новая концепция естествознания в своем центральном пункте еще раз возвращает нас к вопросу о Действии.

Получается, что компьютер вычисляет не потому, что он теплый. Наоборот, он теплый потому, что вычисляет. - Лекция 14. Означает ли это, что решения способны заменить батареи центрального отопления?

Да, это противоречит законам физики, - пока их не придумали заново. Но процесс пошел. Новое сопряжение физики и математики, очевидно, требует и нового разгадывания Действия.

«Ересь вычислений» мало-помалу проникает и в социологию, пытающуюся объяснить прогресс, которого, в соответствии со вторым началом термодинамики, в обществах не должно быть, именно тем, что естественная хаотизация социальной жизни постоянно прерывается новыми вычислениями. - Лекция 12

Мы все еще живем в условиях цивилизации (а не только на ее руинах) лишь потому, что кто-то постоянно думает о том, как нам жить в условиях цивилизации. Так же и клетки, в известном смысле, живут потому, что постоянно «думают», как им жить дальше.

Вопрос, который должен быть задан искусству, звучит так: какие вычисления от нас требуются?

О доверенной нам Душе

Мысль или, как чаще говорят, информация, по-видимому, вечна. Но из этого не следует, что самосознание бессмертно. Хотя нам хотелось бы иного, свидетельства автора «Федона» говорят скорее в пользу бессмертной информации, чем бессмертной личности. - Лекция 15

Как утверждает Платон в другом произведении, «в каждом из нас есть два начала, управляющие нами и нас ведущие; мы следуем за ними, куда бы они ни повели; одно из них врожденное, это - влечение к удовольствиям, другое - приобретенное нами мнение относительно нравственного блага и стремление к нему. Эти начала в нас иногда согласуются, но бывает, что они находятся в разладе».

На коротком отрезке индивидуального существования нравственное благо отнюдь не выглядит главным призом и, хотя инстинкт определяет мысль лишь в качестве средства, инстинктом, в конечном счете, жертвуют ради того, что кажется средством. Может быть, наша мысль нужна вовсе не нам, а в нас ее, так сказать, выращивают?

Цель, очевидно, хорошо скрыта, коль скоро мы не смогли до сих пор ее обнаружить. Средством сокрытия, например, может выступать разделение мышления на множество психотипов - факт давно обнаруженный, но до сих пор не объясненный. Его, во всяком случае, невозможно объяснить задачами приспособления к внешней природной среде. Но известно, напротив, что взаимодействие психотипов в конечном счете определяет текущее состояние социальной среды. - Лекция 4

Столкновения психотипов, - не должны ли мы видеть в них также вычислительные действия, приводящие вычислительную среду в движение? Не только клетка работает на человека в качестве биокомпьютера, но и человечество есть более сложный социокомпьютер, который занят, насколько можно судить, только бесконечным процессом перенастройки. К чему же ведут такие безумные энергозатраты? А, может быть, не траты, а производство энергии?

«Человек - это еще неустановленное животное». - Ф. Ницше

ПРОГРАММА СЕМИНАРА
1 часть. История мысли. Приглашение
2 часть. Еще дальше за порог. Мысль Запада
3 часть. Основы понимания истории России

Друзей и гостей блога приглашаю записываться на занятия в скайпе по вторникам и четвергам, в 20:30. Сделайте себе такой подарок за 2000 руб. в месяц.

Чтобы записаться, отправьте мне личное сообщение, указав ваш логин в скайпе и адрес электронной почты.

*Лекции, прочитанные в скайпе, в интернет не выкладываются. Участники семинара получают тексты лекций по электронной почте.

философия, #зеленая_лампа, зеленая лампа

Previous post Next post
Up