Есть ли у русских бог?

Mar 22, 2019 05:27

В докладе Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН "Российское общество осенью 2018. Тревоги и надежды" отмечалось, что только 31% опрошенных россиян относят православие к важнейшим институтам российского общества и государства, а 69% респондентов не одобряют активность церкви в новых сферах, которые прежде считались светскими, отделенными от религиозной жизни, например, в образовании. (здесь; 13:35)

По оценкам МВД, попавшим в Википедию, в 2008 - 2010 гг. участники богослужений составляли менее 2 % населения. Возможно, у читателей есть иные, более точные или более свежие данные, которыми они поделятся в комментариях. У меня таких сведений нет.

Поэтому я в некотором недоумении. Научно-полицейские данные указывают на незначительное распространение религии среди русского населения.

Вместе с тем, достаточно давно наблюдая за обществом, пишущим, читающим и думающим по-русски, через лупу социальных сетей, я пришел к убеждению, что картина мира, которая проявляется в сетевых записях и дискуссиях далека от того, что можно было бы назвать рациональным мышлением. Скорее, это комплекс различных мифологий.

Отсюда и мой вопрос: если есть у русских бог, то кто это или что это?

А чтобы мы не путались в ответах, отнесу этот вопрос к системе представлений о боге, которая не так уж и обширна. Возможно, какое-то из этих представлений нам ближе, а, может быть, никакое из них не подходит.

Бог как прародитель

Такой бог воспринимается как начало рода, как родственник. Это может быть первый человек, или не человек, но, в любом случае, это сила, создавшая именно вас. Классический пример: бог евреев, создавший именно евреев, и продолжающий им помогать здесь и сейчас. У славян были когда-то такие боги, «диды», летавшие по воздуху, оберегавшие своих родственников.

Греческие и римские знатные семьи, как правило, отсчитывали свой род от одного из божеств языческого пантеона.

Но они, как знают историки, не слишком серьезно относились к подобным историям. А мы?

Бог как популярный персонаж культуры

До такого понятия бога додумались сначала греки, а потом они научили этому римлян.

Женщинам лучше, комфортнее думать, что есть божество, оберегающее их при родах, а крестьянам жить спокойнее, если те верят в божества, управляющие силами природы, ростом растений и т.д. А людям, которые не прочь выпить, приятно думать, что есть и бог пьянства. Не так ли?

Ради спокойствия населения греки создавали подобных богов на завоеванном ими Ближнем Востоке.

Римское господство, сменившее греческое, оплачивало такие культы из казны, подобно тому, как российское государство поддерживает популярные в народе телевизионные программы.

Мы, как никак, третий Рим. Это и есть наш случай?

(Вы верите в Ленина как в бога?)

Бог как повелитель мира.

Это характерная черта мировоззрения кальвинистов.

Такого бога можно сравнить с начальником, который прав, потому что прав. Бессмысленно спрашивать у начальника, почему он прав, или обращаться к нему с «предложениями с мест». Этот начальник-бог находится очень далеко за пределами земного мира и любого его понимания.

А человек - раб Божий. Подходящий нам бог, как вы считаете?

Бог как сила, доступная каждому.

Если ею научиться управлять. Если вы думаете, что такое представление о боге разделяли только «на лицо ужасные люди-дикари» из числа папуасов, то сильно заблуждаетесь.

Напротив, интерес к практической магии был характерен для наиболее выдающихся умов человечества, его в той или иной мере разделяли Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Владимир Ленин.

На Востоке магические практики стали неотъемлемой частью индуизма, буддизма, даосизма.

Из книг Карлоса Кастанеды известно, что индейская магия использует амулеты или предметы силы для создания, своего рода, магической «техносферы».

Философ Николай Бердяев считал, что русские, отвергнув православие в 1930-х гг., сделали машину средством своей бытовой магии. Наш бог - это машина, которую мы придумываем сами. И никакого другого бога у нас нет. Так считал Бердяев.

Вот почему мы гордимся советским космосом, ледоколами и танками.

Не бог из машины, а машина как бог.

Согласен ли читатель с таким богом?

Об авторе: Евгений Владимирович Милютин, российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Вы можете комментировать эту и другие мои статьи в группе любителей психоистории «Зеленая Лампа» в Фейсбук. Для этого нужно присоединиться к группе.

национальный интерес, идеология, психоистория

Previous post Next post
Up