Оригинал взят у
victorsolkin в
Абидос: мумии собак, Хатшепсут и "Лестница Великого бога".Многочисленные новые находки - от мумий животных, связанных с почитанием божества, которому были посвящены шакалы и пустынные волки и до таинственной статуи, приоткрывают завес над некоторыми тайнами древнего священного места, известного, как «Лестница Великого Бога» и расположенного в Абидосе.
Загадочная деревянная статуя, скорее всего, изображает женщину-фараона Хатшепсут, которая правила в Египте в XV в. до н.э. Обычно ее изображали с мужским телом и с мужскими царскими регалиями, однако на этом изображении, помимо сильного портретного сходства, передана и частица женственного облика правительницы - небольшая грудь.
Умм эль-Кааб (с) фото - Виктор Солкин, 2010
Эти открытия были сделаны за прошлый осенний сезон командой Мэри-Энн Пулз Вегнер - профессором университета Торонто. Находки проливают новый свет на ритуалы Абидоса - знаменитого священного города, одного из самых почитаемых в Древнем Египте.
Древнейшие цари Египта, правившие более пяти тысячелетий тому назад, нашли здесь, в пустыне Абидоса у отрогов скал в месте, называющемся сейчас Умм эль-Кааб, свои последние пристанища. Египтяне верили что здесь, близ ущелья Пега, был погребен сам Осирис: одну из гробниц некрополя они почитали как великую гробницу этого бога. Ближе к кромке обрабатываемых полей, был воздвигнут храм Осириса (совр. Ком эль-Султан), откуда ежегодно в торжественной процессии на священной ладье выносили образ Осириса и несли его к божественной гробнице, где во время ночных ритуалов бог должен был обрести возрождение.
Одно из святилищ, стоящих поблизости от «Лестницы Великого бога».
От гробницы процессия с «подобием» Осириса возвращалась в храм с великим ликованием. «От эпохи Среднего царства сохранилось множество свидетельств о том, как проходило это торжество», - говорит Пулз Вегнер. Процессия Осириса была столь популярна, что египтяне - как цари, так и их поданные сооружали часовни по сторонам от процесионной дороги, чтобы магическим образом вечно принимать участие в церемонии. Предполагается, что эти святилища порой вторгались в пространство дороги, несмотря на полагавшуюся за такое строительство смертную казнь. Согласно этой теории, более древние святилища стояли ближе к процесионному пути божественной ладьи, а более поздние - дальше от него. Находка раннего жертвенного святилища, сооруженного более 3600 лет тому назад, расположенного совсем близко от процессионной дороги, опровергает эту гипотезу. « Редко случается, когда вы можете с точностью ответить на той или иной вопрос своего исследования за время короткого археологического сезона, - уточнила Пулз Вегнер, - но на этот раз это произошло!»
Обнаруженное святилище было местом для принесения жертв и совершения ритуальных возлияний; также в нем стояла стела, которой, увы, уже не было, когда археологи расчистили памятник. Судя по тому, что святилище было посещаемым на протяжении нескольких веков - остались археологические свидетельства, подтверждающие это, - оно было посвящено памяти какого-то значительного лица.
Монументальное сооружение, воздвигнутое при Сети I.
В этом же сезоне команда исследовала монументальное сооружение с тремя камерами в задней, западной части и коридором, идущим к ним от входа, расположенного на востоке. Стены из кирпича-сырца, толщиной 2 метра, характерны для храмовых хранилищ, однако планировка сооружения более походит на сам храм. Немногочисленные надписи, найденные в сооружении, свидетельствуют, что оно было построено при Сети I. Кирпичи здания также идентичны тем, что использовались для постройки стен дворца, примыкавшего к расположенному здесь же, в Абидосе, знаменитому заупокойному храму Сети I.
Черепа мумий собак, погребенных в найденном сооружении.
В одной из трех камер здания археологи обнаружили скопление мумий животных, которыми помещение было буквально набито. Среди 83 мумий преобладали останки собак, хотя также были обнаружены две кошки, овен и антилопы. Предполагается, что это - жертвенные животные, которые происходят из другой, пока еще не найденной поблизости гробницы, поскольку мумии относятся к гораздо более позднему времени, нежели само сооружение. «Думаю, что где-то рядом есть гробница для священных животных, III Переходного периода, очень большая гробница, - уточняет Пулз Вегнер. - В более позднее время, когда эту гробницу грабили, мумии животных, зачастую даже без оригинальных погребальных пелен, выкидывали наружу». Потом их, видимо, поместили в более древнее, стоявшее неподалеку сооружение. Обилие мумий собак неудивительно и имеет прямое отношение к культу Упуаута, бога, изображавшегося в облике пустынного волка, собаки или шакала, культ которого издревле процветал в Абидосе. Штандарт с образом Упуаута, который магическим образом уничтожает всех врагов, несли впереди божественной процессии Осириса, шествовавшей по некрополю. По словам Пулз Вегнер паломники, приходившие в храм, оплачивали изготовление мумий собак, которые жертвовались божеству и, по египетским представлениям, передавали ему молитвы пришедших. Затем многочисленные мумии погребались в подземных катакомбах недалеко от храма. «Я думаю, что это - один из вариантов вотивных подношений божеству, практиковавшийся египтянами, когда наряду со словесной молитвой, подношением даров и установкой стел человек мог пожертвовать божеству связанное с его культом животное», - говорит Пулз Вегнер.
Одна из забальзамированных собак, судя по всему, страдала от трещины в кости, которая позже заросла; скорее всего, кто-то выходил собаку, прежде чем одна была пожертвована богу, либо же принесена в его некрополь после своей смерти.
Царская статуя, изображающая, скорее всего, Хатшепсут.
В соседней камере от той, где были найдены мумии, археологи обнаружили деревянную статую, сильно поврежденную влажностью и термитами. Памятник удалось отреставрировать: это стоящая фигура, высотой 65 см, с немесом - царской головной повязкой - на голове. Пропорции статуи очень близки к тем, которые были в египетской царской скульптуре эпохи середины правления XVIII династии, с одним исключением: талия статуи значительно уже. Этот факт и яркое портретное сходство с известными памятниками Хатшепсут позволяют предположить, что это именно ее изображение. Пропорции тела анализировать, в отличие от портрета, сложнее, так как до нашего времени не дошло ни одной деревянной статуи Хатшепсут, только каменные. «Несмотря на то, что скульпторы зачастую изображали ее с мужскими атрибутами и в мужской одежде, они иногда все же подчеркивали ее женственность, делая ее талию тоньше, а грудь осязаемой - говорит Пулз Вегнер. - Более нежно, чувственно также изображали щеки и подбородок Хатшепсут. Она ли это? Думаю, что это вполне возможно». Предполагается, что статую несли в процессии Осириса, хотя и неясно, была ли она создана для храма или для гробницы.
Сводчатый потолок нерасчищенной погребальной камеры одной из гробниц некрополя.
Неподалеку от дороги процессий сооружали свои гробницы вельможи. Археологи из миссии Пулз Вегнер обнаружили две гробницы, одна которых находилась позади святилища, построенного здесь царем Тутмосом III - соправителем и преемником Хатшепсут. Погребальная камера гробницы с полукруглым потолком осталась пока не расчищенной.
Вторая гробница, того же времени, была обнаружена в монументальном здании, построенном при Сети I. Фрагменты человеческих останков, части льняных погребальных пелен и деревянных предметов погребального инвентаря найдены неподалеку. В самой гробнице специалисты нашли фаянсовые статуэтки - ушебти, благодаря которым удалось установить, что здесь нашел свое последнее пристанище жрец Джедисетиуфанх. В погребальной камере найдено 58 ушебти, которые должны были работать за жреца на обильных и благословенных полях иного мира, а также 6 статуэток надсмотрщиков - «управляющих» работой ушебти. Другая группа ушебти, найденных в гробнице, выполнена из глины. На статуэтках сохранились отпечатки детских пальцев - видимо, в Древнем Египте детям поручали сделать часть ушебти для гробницы их умершего родственника, чтобы обеспечить ему благополучие в загробной жизни.
Ушебти жреца Джедисетиуфанха. Фаянс.
Команда археологов из Торонто продолжит раскопки этого участка некрополя. «Это непростое для археолога место, - добавляет Пулз Вегнер. - Помимо того, что оно очень обширно, что само по себе затрудняет раскопки, оно было буквально перекопано и перемешано искателями древности в XIX веке, сметавшими культурные слои и гробницы в поисках шедевров для музеев Европы».
(с) livescience.com
(с) Авторизованный перевод: Виктор Солкин
(с) maat.org.ru