Эрехтейон 12.

Nov 01, 2011 07:00

Оригинал взят у holonist в Эрехтейон 12.

   Глубокие изменения, которые произошли в античной культуре в последней четверти V века до н.э., естественно, отразились на характере искусства. Наиболее явственно они наблюдаются в драме, и наглядней всего это видно на искусстве Еврипида. А типичным  представителем эпохи Перикла был Софокл, который был  современником Еврипида, хотя и был на 17 лет старше. Знакомство с драмами Еврипида может существенно помочь при оценке философии строителя Эрехтейона.
   Софокл до конца жизни утверждал веру в богов. Еврипид в них сомневался. У него возникает представление о "божестве вообще", пришедшим на смену общепринятым образам богов. Это "нус", божественное внутри человека.
   Персонажи Еврипида - не идеалы, как у Софокла, а современные люди. Его Гекуба говорит: "Мы, смертные, стараемся постичь все другие науки и исследуем их, вместо того, чтобы прилежно до конца изучить искусство убеждать людей, которое является единственной повелительницей над людьми. Стоит платить деньги за науку убеждения, чтобы убеждать людей и достигать своих целей". Красноречие и изворотливость ума - высшее искусство, оно гораздо важнее и сильнее практических навыков врачей, строителей, полководцев и государственных деятелей.
   Еврипид открыл область трагического в человеческом сердце, о котором едва подозревал Софокл, потому что в его драмах оно угрожало человеку извне. У Еврипида человек борется не с внешней силой судьбы, а с внутренними противоречиями.
   Народ у Софокла представляет собой недифференцированную массу. У Еврипида он индивидуализирован, в нём обрисованы различные взгляды, противопоставлены друг другу партии.
  В творчестве Еврипида по-новому очерчен образ женщины. В его представлении, в противоположность культуре эпохи Перикла , когда женщина занимала в жизни второстепенное место, ей принадлежит в жизни исключительно большая роль. Произведения Еврипида возвеличивают женщин. Страдания женщины дают ей право на счастье в жизни. Еврипид упрекает мужчин, готовых видеть в женщине низшее существо. Еврипид умеет ценить в женщине тонкий и благородный ум, глубокий здравый смысл и чувство правды. Эти качества утратили мужчины, ушедшие с головой в дикую борьбу за существование и опьянённые войной. Последняя четверть V века до н.э. была эпохой, когда женщины в Афинах выдвинулись на первый план после векового заточения.
   Это ярко отражает ионический ордер Эрехтейона. В античности ионический ордер считался женственным, о чём писал в своём трактате Витрувий. В Парфеноне элементы ионического ордера были строжайше подчинены дорическому мужскому началу . Впервые именно в Эрехтейоне ионический ордер стал господствующим. Общий изнеженный характер форм Эрехтейона сильно контрастирует  с мощными, поданными крупным планом формами Парфенона. В Эрехтейоне наличествует богатая декоративность, например, в орнаментальной полосе под капителями и в верхней части стен, в тончайших и нежнейших орнаментах северного портала. Эти детали подобны женским украшениям и искусным ювелирным изделиям.

античность, архитектура, искусство, Греция, история

Previous post Next post
Up