Оригинал взят у
holonist в
Эрехтейон 8. Итак, зритель огибает угловую восточную колонну. Возникает вторая архитектурная картина. Интересно проследить, как выглядят разные части здания с разных точек зрения.
В первой картине преобладает мотив портиков - большой северный, средний по размерам центральный и маленький портик кариатид (большой, средний, малый).
При движении на восток северный и центральный портики постепенно уходят из поля зрения, остаётся только портик кариатид. Наступает момент, когда он смотрится одиноко на фоне стен - ограда дворика, постамент и антаблемент портика кариатид и южная стена.
Обогнув угловую колонну, зритель уже не видит стен. Он видит снова три портика! Но в обратной пропорции - слева маленький портик кариатид, в центре восточный портик, и справа открывшийся северный (малый, средний, большой).
В то время, как в первой картине акцент лежит на средней части (портик центральной части), вид от угловой восточной колонны переносит его на боковые. В положении зрителя перед восточным портиком все три портика направлены в разные стороны от главной части здания.
Портик кариатид направлен на юг, восточный - на восток и северный - на север.Центробежный характер портиков подчёркивается тем, что они разобщены и тем, что они такие разные. Это, по сравнению с Парфеноном, отражает новое отношение к природе. Эрехтейон в большей степени принимается как часть природы и сильнее ей подчинён. Отдельные формы здания уводят зрителя в разные стороны в природу. И восприятие архитектурных форм чередуется с восприятием ландшафта.
Восточная часть Эрехтейона особенно пострадала, т.к. северную угловую колонну восточного портика в начале XIX века английский посол лорд Эльджин увёз в Лондон вместе с многочисленными скульптурами Парфенона, а стена восточного портика была разрушена.
Восточный портик приобретает особенное значение, потому что в него можно войти. Возникает предположение, что это главный вход в здание. Однако внутри сразу становится ясно, что это помещение не является всем внутренним пространством Эрехтейона. Оно небольшое. Зритель поворачивает обратно к выходу, осмотрев старинную деревянную и высоко почитавшуюся статую Афины. Он вновь выходит наружу через восточный портик.
При взгляде на Эрехтейон с востока отчётливо видно, что его части расположены на двух разных уровнях. Почва под южной и центральной частями была искусственно насыпана. Одна группа частей здания находится на уровне Парфенона (портик кариатид, южная стена и восточный портик). Другая группа расположена значительно ниже (гладкая северная стена, северный портик и дворик-садик). Широкая монументальная лестница на северной стороне Эрехтейона связывает два уровня. Разница по высоте - около 3,5 метра.
С появлением в поле зрения лестницы и северного портика движению зрителя даётся новое направление.
Зритель на основании форм северного портка окончательно убеждается, что именно в нём находится главный вход. Увидев части, расположенные внизу, он узнаёт их и вспоминает, что видел их в первой архитектурной картине. Так разрешается напряжённое состояние зрителя, которы двигался всё время в поисках главного входа внутрь здания.