Оригинал взят у
holonist в
Эрехтейон 5. Асимметричная композиция Эрехтейона противоположна полной симметрии Парфенона. В Эрехтейоне содержится двоякая асимметрия: реальная асимметрия в расположении портиков и зрительная, обусловленная тем, что здание постоянно поворачивается к зрителю в три четверти.
Эрехтейон весь построен на диагоналях, которые открывают возможность проникнуть взглядом внутрь в любом направлении сквозь пространство первой архитектурной картины.
Первая группа диагоналей направлена слева направо. Главная часть здания, портик кариатид, ограда дворика, цоколь и антаблемент портика кариатид - это движение слева направо направлено на угловую колонну восточного портика.
Весь этот комплекс диагоналей дополняется диагоналями, направленными под прямым углом к ним, с юга на север. Они образованы западными антаблементами портика кариатид, главной части и северного портика.
Столкновение под прямым углом диагоналей восток-запад и юг-север подчёркнуто изломом под прямым углом антаблементов главной части и портика кариатид, отголоском которого выглядит угол антаблемента северного портика.
Ограда дворика с её сильной диагональю создаёт перевес диагоналей запад-восток. Две западные фигуры портика кариатид наоборот усиливают диагонали север-юг, т.к. изобразительный характер фигур является особенно весомым.
Северный портик сдвинут немного к западу по сравнению с главной частью, а портик кариатид в первой архитектурной картине кажется сдвинутым на восток. Этим создаётся направление, промежуточное между основными диагоналями, которое теснее связывает их друг с другом. Узловым звеном в этой сложной композиции является портик кариатид.
Наиболее запоминаются зрителю уходящая с запада на восток южная гладкая стена и выступающие на её фоне фигуры кариатид.