Синдром выученной беспомощности заключается в том, что человек, который регулярно оказывается не в состоянии предотвратить нежелательные для себя результаты, не пытается изменить неблагоприятную ситуацию, даже когда такая возможность у него появляется.
В эксперименте три группы собак привязывали, после чего с первой ничего не делали, а вторую и третью били током. Вторая группа могла прекратить разряд нажатием на рычаг, а третья группа получала разряд той же силы и продолжительности, что и вторая, но повлиять на его длительность не могла и не знала о наличии рычага у второй группы. Потом всех отвязывали и уже все три группы снова били током. Первая и вторая группы тут же убегали, большинство собак из третьей группы оставались лежать и скулить.
Аналогичный эффект воспитывается в людях современными средствами массовой информации - либо ты думаешь как все, и тебе все нравится, либо ты останешься в меньшинстве, среди тех, чье мнение не учтут при съемках следующей рекламы, программы новостей или сериала. В деле закрепления выученной беспомощности людям помогают лавочки у подъезда, митинги и интернет-форумы, на которых недовольные могут высказать свой праведный гнев и получить от окружающих подтверждение своей праведности. Сочетание субъективной правильности поведения и объективного отсутствия влияния на ситуацию рано или поздно доведет до депрессии любого "несогласного".
Вывод - браться только за то, что ты способен изменить, и не ввязываться в то, что ты изменить не в силах, вплоть до сознательного ограждения себя даже от знания о ситуациях, которые ты не можешь изменить.
В исследовании выученной беспомощности у некоторых собак и людей проявлялся "феномен сознательного оптимизма" - они продолжали попытки изменить ситуацию даже после постоянных многочисленных неудач. Так что сознательные оптимисты могут брать цели посложнее, которые раньше никому не поддавались, и искать новые рычаги влияния. Пессимистам же лучше идти простыми шагами, желательно по следам оптимистов, чтобы сохранить мотивацию.