Городские формы: Третий номер "Проектора" из типографии

Sep 04, 2008 18:25



Вышел в свет третий в этом году и четвертый от роду номер журнала «Проектор». Главный редактор Митя Хар??ак во вступительном слове обозначил вектор развития журнала и его эмоциональный заряд: "Предыдущие выпуски колонки редактора были повествовательно-приземленными — дела редакционные, события из жизни журнала и все такое. Хватит! Теперь о вечном, ибо незачем размениваться на сиюминутное. Да не упрекнут меня злые языки в излишнем пафосе, и да не заподозрят друзья фигу иронии в моем кармане.

Вышел в свет третий в этом году и четвертый от роду номер журнала «Проектор». Главный редактор Митя Хар??ак во вступительном слове обозначил вектор развития журнала и его эмоциональный заряд: "Предыдущие выпуски колонки редактора были повествовательно-приземленными — дела редакционные, события из жизни журнала и все такое. Хватит! Теперь о вечном, ибо незачем размениваться на сиюминутное. Да не упрекнут меня злые языки в излишнем пафосе, и да не заподозрят друзья фигу иронии в моем кармане.

Я совершенно простодушен в своих убеждениях, пусть некоторые и сочтут их заблуждениями. Я о любви, которая есть прекрасное чувство, вне зависимости от того, на кого оно обращено — на единственного и самого лучшего человека или на профессию, без которой не представляе??ь жизни своей! Я ловко устроился: завел себе журнал как средство объяснения в любви к делу, которое считаю единственно верным для себя выбором, и к людям, которых с гордостью могу назвать своими единомы??ленниками. Есть те, кто ощущает свою персональную ответственность за на??у визуальную культуру, за состояние всей отрасли в целом, — это люди, двигающие профессию вперед. Они могут быть энциклопедистами и носителями редчай??их знаний, могут быть пофигистами и циниками, могут оперировать картинкой или словом, или обладать одновременно всеми вы??еперечисленными качествами. Но неравноду??ие к тому делу, которым мы все занимаемся, — есть общая, объединяющая черта. Стараясь делать так, чтобы как можно боль??е таких людей принимало участие в жизни журнала, я искренне убежден, что достойный результат работы достижим только по любви, а не по расчету. Чтобы работа доставляла удовольствие, чтобы дело ??ло влет, совер??енно необходимо, чтобы за спиной выросли крылья. Тогда все получится, и тогда, быть может, картина мира вокруг нас станет чуть более вменяемой. Журнал «Проектор» не о способах и рецептах. Он не урок и не наставление. Он о профессии в жизни и о жизни в профессии. All you need is love!"

Ретроспективный взгляд в историю дизайна никак не дает «Проектору» оторваться от Баухауса двадцатых-тридцатых, такая бездна информации в этом десятилетии. Номер вновь открывается рассказом об одном из мастеров этой ??колы — на сей раз герой исторического экскурса Марсель Бройер. Следом за ним знаток и движущая сила «книги художника» Михаил Карасик рассказывает об одном из выдающихся мастеров этого жанра — о Гуннаре Кальдевае, чьи дизайнерские книги уже не первое десятилетие входят в собрания самых известных музеев мира.

Авторский проект Ольги и Александра Флоренских «Русский дизайн» в этом номере представляет проекты самых хитроумных устройств по измерению времени. Он так и называется «Местное время».

Проект «Буквы» вопреки складывающейся, но еще не сложив??ейся традиции, заглядывает в историю ??рифта не так глубоко, как в предыдущих номерах. ?? тому есть объяснение — «Проектор» не мог пройти мимо такого события, как пятьдесят вторая ежегодная конференция ATypI, которая в этом году впервые состоится в России. Живая нарезка из впечатлений и отзывов участников предыдущих конференций — хоть и достаточно поверхностный срез ??рифта, но все равно, несомненно, материал исторический! Эту публикацию специально для журнала подготовил Джон Берри — дизайнер ??рифта и один из движителей ATypI. Предыдущие конференции проходили в Лозанне, Дюссельдорфе, Париже, Вероне, Вене, Кембридже, Цюрихе, Майнце, Праге, Лондоне, Барселоне, Копенгагене, Базеле, Берлине, Нью-Йорке, Оксфорде, Будапе??те, Сан-Франциско, Гааге, Лионе, Бостоне, Риме, Ванкувере, Хельсинки, Лиссабоне и других городах мира. Теперь на очереди Санкт-Петербург.

Проект «Предмет» получился в этот раз очень мебельным. Его открывает публикация на??его специального корреспондента в Париже Евгении Диаконенко под названием «Морфология мебели». В этой статье рассказывается о проектах двух дизайнеров — Роберта Стадлера и Пабло Рейнозо. Они оперируют цитатами из общеупотребительного мебельного контекста — диван Честерфильд или традиционная парковая скамейка в их проектах оживают и начнают жить собственной жизнью, либо же умирают и разлагаются — это уж с какой стороны посмотреть.

Также в этом разделе вы??ла первая в серии публикаций, замы??ляемых журналом «Проектор» совместно со всемирно известной фабрикой Vitra. В каждом номере журнал будет рассказывать об одном из легендарных предметов мебели ХХ и XXI веков. Первым стал стул «Pretzel», спроектированный Джорджем Нельсоном в 1952 году.

Главная публикация проекта «Среда» посвящена сооружению, которому как нельзя луч??е подходит термин «средовой дизайн». В эксклюзивном интервью архитекторы Матиас Сауербрух и Луиза Хаттон рассказали журналу «Проектор» о своем здании Агентства по защите окружающей среды, построенному в городе Дессау (Германия). В нем не только применены самые передовые технологии по защите окружающей среды, но и сам проект как будто растворяется в своем окружении. Если говорить только о вне??нем облике здания, то своими фасадами оно отражает мир вокруг себя — сине-голубым оно смотрит на реку, зеленым обращено к парку, а желто-красным — к старому краснокирпичному зданию вокзала. Авторы проекта рассказали «Проектору» о полемике с традициями Баухауса, профессиональных авторитетах и об экологических тенденциях в современной архитектуре.

Контрастным, но элегантным дополнением к этому интервью стал рассказ Светланы Михайловой о своей очередной поисковой экспедиции вглубь петербургских дворов. Результатом поисков стало обнаружение удивительной красоты средового объекта «Дворник» — скульптуры, сооруженной в начале девяностых годов про??лого века.

Проект «??нтекрактив» содержит всего одну (но зато какую!) публикацию постоянного автора и члена редакционного совета журнала «Проектор» Михеля Шуленина. ?? у журнала есть счастливая возможность использовать его многочисленные путе??ествия по дальним странам для рассказов о диковинках из самых разных тематических собраний. А так как раздел все-таки посвящен интерактиву, то и путе??ествия эти будут носить характер сме??ения реальности и виртуальности. Серию публикаций открывает рассказ о Манчестерском музее науки и промы??ленности.

Проект «Фотографирование» продолжает серию публикаций о самых ярких и интересных фотографах Санкт-Петербурга. В объективе дуэт Алексея Тихонова и его камеры «Хольга». «Хольга» — полностью пластиковая (включая объектив), но среднеформатная камера, придуманная в Китае (что при этом забавно, надписи made in China на ней найти не удалось). Стоит она как пять пленок, на которые она снимает, и каждый экземпляр чуть-чуть, да отличается от всех других.

После вы??ед??ей в про??лом номере публикации о мастере Советской ??колы дизайна Светлане Вагар??аковне Мирзоян, журнал «Проектор» в лице на??его авторитета Сергея Хельмянова продолжает рассказ о дизайне в СССР. Сергей взял интервью у Дмитрия Азрикана — дизайнера, автора многочисленных реализованных проектов, в котором Дмитрий рассказал «Проектору» о своем пути в профессии, сложностях и радостях, с которыми приходилось сталкиваться дизайнеру в ??естидесятых-восьмидесятых годах ХХ века. К сожалению, журнал не смог вместить полной версии интервью. Но вы можете прочитать ее на сайте друзей журнала www.designet.ru. Там же вы найдете и более развернутую коллекцию иллюстраций, демонстрирующих проекты Дмитрия Азрикана.

Среди многочисленных студенческих проектов, отсмотренных журналом за время дипломных защит летом этого года, наиболь??ий интерес вызвала работа Владислава Судакова, представленная на кафедре Коммуникативного дизайна Санкт-Петербургской государственной художественно-промы??ленной академии. О ней в ракурсе античной аксиологии повествует рассказ Алексея Бойко.

Особенно насыщенным в этом номере вы??ел проект «Книги». Так получилось, что в этом номере «Проектор» анонсирует несколько серий публикаций, которые продолжаться и в следующих номерах. В книжном разделе та же история. «Проектор» с гордостью представляет авторскую рубрику Михаила Карасика, посвященную примечательным явлениям в книжном дизайне первой трети ХХ века. В следующих номерах журнала читайте: «В очках и ??ляпе». О типологии советских визуальных образов в графике второй половины двадцатых годов XX века; «Покры??ка — рама для портрета современника». Один из сюжетов фотомонтажей двадцатых-тридцатых годов ХХ века; «Полиграфия ??ндустрии социализма». Пропагандистский ??едевр Эль Лисицкого; «Колеса и насосы». Человек за ??турвалом в книге и журналах тридцатых годов ХХ века; «Портреты из пуха, пера и набора». Портреты вождей в полиграфии; «Портрет современника в противогазе». Противогаз — лицо героя войны и труда в книге тридцатых годов ХХ века. А в этом номере Михаил Карасик рассказывает о курьезном случае репродуцирования на примере книг Петроградской Артели художников «Сегодня» и читинского издательства «Скифы».

А из книжных новинок «Проектор» выбрал издание «Project Vitra», посвященное пяти десятилетиям истории знаменитой фабрики.

Традиционный обзор своих книжных полок представляет партнер журнала — ??нформационно-книготорговая компания «??ндексМаркет». А рекомендации «Проектора» склонились к вол??ебной книжке «New masters of poster design». Насколько они New — вопрос спорный, но то что «Masters» не подлежит сомнению!

Читайте!

Previous post Next post
Up