Вопрос №9. Что такое идентичность города?

Oct 17, 2012 02:06



Дизайнеры любят говорить про айдентику товара (от англ. identity), что чаще всего означает механизмы идентификации потребителем продукта. Например, банку Pepsi без труда можно издали узнать на полке по фирменным цветам. Айдентика - основа узнаваемости бренда, в большинстве случаев выраженная в его дизайне.  Так, может быть, городская идентичность - это городская айдентика и правы те, кто при разработке бренда города первым делом рисуют логотип?
Город не товар
Отличие идентичности товарного бренда от городского фундаментальное. Городскую идентичность, в отличии от товарной, создать нельзя, так как она уже существует вне зависимости от планов по брендингу. И что самое интересное, существует она не в ларце в сейфе кабинета мэра, а в голове абсолютно у каждого жителя города. Именно многогранность идентичности города и сложность ее описания делают процесс разработки бренда города таким занятным и непредсказуемым. Городу, в отличие от товара, нельзя придумать характер и бренд-личность. Хотя сопоставление города с человеком - отличный прием, когда речь идет об идентичности.

Например, в  Добрянке, по результатам опроса населения и глубинных интервью с лидерами городских сообществ мы выделили 11 черт характера города: доброта, удачливость, патриархальность, амбициозность, спокойствие, русскость, интеллигентность, спортивность, провинциальность, женственность, гармоничность. Интересно, что в результате исследования удалось прийти к консенсусу по вопросу как характера, так и источников идентичности города. Это доказывает тезис Дениса Визгалова о том, что «идентичность города - это чувство социальной общности». С одной стороны, идентичность города у каждого жителя своя, с другой стороны, при использовании определенных механизмов, можно прийти к пониманию общей городской идентичности. Поиск и использование этих механизмов - одно из главных умений тех, кто занимается брендингом города.

Город - товар
К сожалению, в России пока что, говоря о брендинге, в первую очередь думают о внешней целевой аудитории, например, о туристах и инвесторах. Первоочередность работы с жителями города, я уверен, будет принята большинством специалистов уже в ближайшие годы. И так думаю не только я. Вот, к примеру, хорошая статья Александра Согомонова «Современный город: стратегия идентичности«.



В любом случае, идентичность города должна влиять на его имидж во внешнем мире. Или имидж должен влиять на идентичность города? Давайте порассуждаем.  Конечно же, имидж города во внешнем мире влияет на его идентичность. Но сильно ли? Скажем, стали ли челябинцы более суровыми с выходом «Нашей Russia»? Вряд ли. Возможно, кто-то из жителей Челябинска вдруг открыл в себе особую «суровость». Но трудно себе представить, что звезды ТНТ сумели воспитать это качество в челябинцах, все-таки идентичность возникает не за один год - это длительный процесс, связанный с жизненным опытом. Совсем другое дело с «Рельными пацанами» из Перми. Вопреки усилиям губернатора Чиркунова по выстраиванию имиджа культурной столицы Европы, пермские КВНщики решили снять сериал о настоящей Перми. И у них это очень хорошо получилось. Сериал популярен во всех регионах России, а в Пермском крае особенно. Сам не раз наблюдал, как в 59-м регионе в вечернее время буквально из всех окон звучит знаменитая теперь песня «Зацени, здесь реальные пацаны…». И пермяки ничуть не стесняются того, что сериал о них, более того, большинство этим гордятся. «Это идентичность, детка» - сказал бы Колян. А я скажу, что сегодня именно сериал «Реальные пацаны» во многом определяют имидж Перми среди россиян. И в этом есть своя правда.

Краткий ответ на вопрос №8
Идентичность города - это глубинные эмоции и чувства жителей, которые они испытывают к своему городу и с которыми отождествляются.

Про книгу об идентичности города.
Источник

Колян, КСЕ, модель идентичности города, Россия, логотип города, ТНТ, Денис Визгалов, жители города, брендирование городов, бренд-личность, pepsi, city identity, брендинг мест, Наша Russia, айдентика, имидж города, источники идентичности, Александр Согомонов, туристы, Современный город: стратегия идентичност, столица доброты, культурная столица, черты характера города., внутренний мир, културная столица Европы, Челябинск, Согомонов, красная площадь, внешний мир, 59-й регион, челябинцы, Добрянка, разработка бренда, Визгалов, бренд города, инвесторы, брендинг городов, идентичность города, city branding, Брендинг территорий, характер бренда, реальные пацаны, identity, имидж, Пермь, идентичность, пермяки, территориальный брендинг

Previous post Next post
Up