Появление новости о конкурсе на разработку бренда города теперь сопровождается негативными репликами не только со стороны
горожан, но и со стороны профессионалов. После недавнего провала с разработкой
логотипа нашей страны Ассоциация Брендинговых Компаний России даже выступила с открытым
обращением. Буквально две недели назад
Курск подвергся шквалу критики и в итоге
большая работа с целью улучшения имиджа города пока что дала, скорее, обратный результат. На очереди
Самарская область и
Ярославль. Ждать ли чуда? Бить тревогу? А, может быть, найти плюсы в конкурсах и полюбить тендеры?
Два типа конкурса
Согласно сложившейся на сегодняшний день практике в России можно говорить о двух типах конкурса на разработку бренда города. Первый - конкурс-тендер при размещении гос.заказа на сумму свыше 100 тысяч рублей за квартал (согласно
94-ФЗ), когда город ищет организацию для разработки бренда. Второй вариант конкурса - открытый, как правило, на создание логотипа , в котором обычно могут принять участие и физические лица. Посмотрим, какие плюсы и минусы есть у этих вариантов?
Тендер на госзакупку
Согласно действующему законодательству нет иного выбора для подбора компании-разработчика бренда, кроме как проведение тендера. Даже если контракт стоит не
12 миллионов, а 296 тысяч рублей, как в
Барнауле, все равно нужен конкурс и соответствующая процедура. Процедура неприятная как для чиновников, так и для исполнителей. Тем не менее, стоит признать, что сама по себе идея конкурса здравая, и что в печальноизвестном федеральном законе №94 есть очень много верных подходов. Вопросы к закону звучат в основном по части реализации. Также часто его упрекают в том, что единственным критерием отбора является цена. Но ведь можно и фиксированную сумму контракта назначить, а выбирать подрядчика по другому критерию - тут все зависит от просветленности чиновников. Обычно тендер на разработку бренда включает в себя помимо логотипа и слогана в том или ином виде исследование идентичности города. И этим тендер на гос.закупку принципиально отличается от открытого народного конкурса. Причем отличается в лучшую сторону. Трудно рассчитывать на то, что в рамках открытого народного конкурса участник сумеет качественно организовать масштабное исследование города, не получив гарантий оплаты своего труда. Кстати, не стоит забывать, что помимо гос.финансирования, есть и
другие варианты поддержки проекта брендинга.
Открытый народный конкурс
Конкурсы на создание логотипов появились задолга до того, как стали брендировать города. Наверное, поэтому их проведение никого не удивляет, и все это воспринимается как естественное явление. Но вот беда - бренд города, оказывается, не ограничивается лишь логотипом, и что самое печальное, логотип должен являться лишь визуализацией
идеи, которая, в свою о
чередь, должна быть разработана заранее. Отсюда простой вывод - проведение конкурса на логотип города без концепции бренда бессмысленно. Концепция бренда должна быть основана на идентичности города и поддерживаться большинством горожан. И, что еще важнее для участников конкурса, концепция бренда должна быть описана в кратком и понятном любому дизайнеру Техническом Задании. Как верно написано слева: «Нету ТЗ - давай до свидания!» Предположим, в условия открытого народного конкурса можно включить и исследование идентичности с последующим предложением концепции бренда города. Большой вопрос, сможет ли дизайнер справиться с такой задачей. Но еще важнее то, что исследование идентичности города на конкурентной основе подрывает смысл брендинга города как нечто
объединяющего горожан. В ходе исследования идентичности горожан необходимо
сплачивать, а не разделять по группам, поддерживающим те или иные взгляды.
Еще одним критичным моментом открытых конкурсов является вопрос «а судьи кто?» Часто это не то, чтобы авторитетные дизайнеры, а люди других профессий, не имеющие компетентного мнения. Как иначе объяснить, что победителем конкурса на логотип
Бреста стал художник и велопутешественник? К сожалению, действенных методов борьбы с этой проблемой пока не придумано. Хотя выход есть - сразу обратиться к профессионалам без проведения народного конкурса.
Эволюция открытых конкурсов
За неимением информации по всем конкурсом на создание логотипа территорий в России, попробую проследить эволюцию данного явления на примере наиболее резонансных контестов.
Омская область - пионер в борьбе за право всеобщего выбора логотипа. Недовольные разработанной по гос.заказу
«брендолапой» омичи объявили альтернативный конкурс. В результате
народного голосования был выбран логотип со слоганом «Территория удивительных возможностей». Так как конкурс был неофициальным, то его результаты стали лишь профессиональным кейсом для всех последующих открытых конкурсов по разработке логотипа. А теперь, удивитесь, какой слоган был выбран для Екатеринбурга в результате открытого конкурса, проводимого примерно в то же время, что и омский? Выбирали из более чем 500 вариантов:
Изучив печальный опыт Омска, Курск изначально создала
народную платформу для выбора логотипа города и даже отдельно предложил озвучивать идеи по слогану и позиционированию. Итоги мы уже обсудили в начале статьи. На этой неделе истекает дедлайн по конкурсу на разработку логотипа Самарской области. Плюсом самарского конкурса является призовой фонд в 300 000 рублей (больше, чем брендинг Барнаула!). Более того, ввиду шума, который поднялся в результате творения агентства «
Артишок» и все того же логотипа Курска, к работе по Самарской области подключились некоторые профессионалы в области брендинга, что вселяет веру. А через три недели наступит дедлайн по конкурсу на разработку бренда Ярославля. Эволюция налицо - по условиям конкурса в Ярославле логотип надо представить вместе с идеей бренда, которая должна отражать идентичность города. Правда, я бы за месяц не успел изучить идентичность такого большого города. А Волгограда тем более бы не успел - там дедлайн
конкурса на идею и слоган даже на 4 дня раньше, чем в Ярославле. Эволюция продолжается…
Вам кажется, что только в России не всегда удается удачно состыковывать задачи и методы? Тогда посомтрите одну из серий самой продолжительной мыльной оперы в сфере выбора логотипа города -
Киев.
Краткий ответ на вопрос №8
Если финансировать проект разработки бренда планируется из бюджетных средств в размере более чем 100 тыс. рублей в квартал, то проведение конкурса обязательно согласно закону. Открытый народный конкурс на разработку логотипа стоит проводить лишь при наличии принятой большинством жителей концепции бренда и четкого технического задания.
Использованные картинки
Картинка про
тендер.
Картинка про
госзакупки.
Картинка «Я - дизайнер"
Ссылка на источник