Брендинг Ярославля. Проверка на мудрость

Dec 13, 2012 00:50




12 декабря в Ярославле наградили победителей народного конкурса.   7 декабря экспертный совет при мэрии выбрал победителей конкурса. В этот же день подтвердилось участие студии Лебедева в разработке бренда. А     6 декабря в Ярославле прошла научно-практическая конференция по территориальному брендингу, в ходе которой, в том числе, обсуждались вопросы неэффективности народных конкурсов и важность принятия решения по идеи бренда перед его визуализацией. Веселая неделька у Ярославля выдалась.

Конференция и эксперты
6 декабря в Ярославском филиале МЭСИ в рамках празднования 15 летия ВУЗа         в 15-й раз прошла научная конференция. В этом году темой конференции стал маркетинг территорий, и, что приятно отметить, плавно превратился  в обсуждение темы брендинга территорий. В качестве экспертов выступали, как местные специалисты, так и гости из Москвы, Пензы и даже Коннектикута (по skype).  Святослав Мурунов поделился опытом создания бренда Пензы снизу-вверх, а также провел мастер-класс «Событие как инструмент брендинга». Константин Гаранинрассказал о принципиальной необходимости поиска механизмов взаимодействия между жителями, администрацией и исполнителем брендинга, а также провел мастер-класс по краудсорсингу. Евгений Борисов поведал о подходе Stas Marketing к маркетингу территорий, в том числе, подверг критике бессмысленные народные конкурсы на логотипы, особенно те, которые проводятся в отсутствии принятой идеи бренда.

В рамках круглого стола «Обсуждение вариантов концепции бренда Ярославля», где мне посчастливилось быть модератором, Ирина Иванова поделилась направлениями идей брендинга Ярославля. Посмотрите презентацию Ирины. Порадуйтесь редкому явлению в российской практике - научному подходу к вопросу выявления и описания концепций бренда на основе вовлечения жителей и экспертного мнения. Организаторы предоставили мне возможность презентовать модель CBCD, разработанную командой CityBranding и успешно апробированную в Добрянке.
http://www.slideshare.net/CityBranding/cbcd
CBCD модель позволяет максимально объективно подойти к вопросу оценки выбора концецпции бренда города на конкурентной основе. Данный вопрос актуален как для Ярославля, так и для всех городов, которые вынуждены выбирать концепцию бренда из ряда идей.
Скачать презентацию по CBCD модели.
Здесь лежат все презентации с конференции.

Народный конкурс и мэрия

В то время, как мы на конференции обсуждали минусы механизма интернет-голосования для выбора идеи бренда, этот процесс в Ярославле уже закончился. Если кто не в курсе - посмотрите видеорепортаж о том, как конкурс начинался и как со стороны смотрелись его предварительные итоги. Заголовок одного из информационных порталов города от 7 декабря «Сегодня станет известен бренд Ярославля» оказался неточным. Уже 6 декабря было понятно, что результаты подведения итогов народного конкурса не станут официальным объявлением бренда Ярославля. Оставался вопрос, как мэрия (организатор конкурса) преподнесет это жителям города.
С учетом того, что одной из концепций бренда накручивали голоса (кстати, после вычета накруток эта концепция все равно выиграла в голосовании), стоит признать, что голосование носило конкурентный характер. Скорее всего, многие голосовали по принципу свой-чужой в плане исполнителя проекта, нежели подходит это Ярославлю или нет. С аналогичной проблемой столкнулись и организаторы народного конкурса вЧереповце, который также завершилось 7 декабря в соответствующей группевконтакте.
В итоге 12 декабря в торжественной обстановке победители и призеры народного конкурса на бренд Ярославля были награждены. При этом бренда города сохранил статус-кво. Как будет принято решение по концепции бренда Ярославля, кто его будет принимать и когда - все это на сегодня вопросы открытые.



Студия Лебедева и меценат
Главной новостью 7 декабря стало не подведение итогов народного конкурса, а неожиданная для многих, в том числе для экспертов народного конкурса, информация, о том, что студия Лебедева уже получила аванс на разработку бренда Ярославля. За месяц до подтверждения информации «Комсомольская правда» уже делалапредположение, что в брендинге Ярославля поучаствует известная студия. Важно, что привлечение москвичей финансируется  меценатом, то есть, речи о каком-то там роспиле (который всем видится при выделении бюджетных средств на брендинг) не идет. Многие жители Ярославля, в частности ярославские эксперты по брендингу, опасаются студии Лебедева. Никто не сомневается в том, что они настоящие профессионалы в области дизайна, и в этом плане Ярославлю очень повезло. Опасения связаны с тем, что работа по бренду города, начатая еще в мае 2012 года, может закончится просто логотипом. У Ярославля, в отличие от многих других городов, есть сложившееся внутригородское экспертное сообщество и множество жителей, которые отчетливо понимают, что бренд - это, прежде всего, идея, причем идея, неразрывно связанная с идентичностью города. Просто буквой Я или вторым Амстердамом а-ля «Я спортивный, Я молодой, Я древний» город обзаводиться не хочет. Город хочет бренд. В отсутствии открытой информации по сотрудничеству города со студией Лебедева опасения лишь усиливаются. Необходим диалог.




Ярославль мудрый
Подведем итоги. Что есть у проекта брендинга Ярославля на сегодняшний день?
1. Ярославские эксперты по брендингу, которые уже полгода занимаются данным вопросом и, насколько мне известно, открыты к любому сотрудничеству с внешним миром;
2. Пул концепций бренда, которые отчасти протестированы в рамках народного конкурса, но нуждаются в более глубокой оценке;
3. Одни из лучших дизайнеров России в лице студии Лебедева;
4. Меценат - настоящий патриот своего города и современная выбранная демократическим путем власть города.

Осталось всего - ничего. Доказать мудрость Ярославля. Ой как хочется, чтобы Ярославль смог реализовать потенциал проекта брендинга по-максимуму и по праву считаться мудрым.

Предыдущая статься о брендинге Ярославля:
Я Рославль! Я-я, брендинг города. Смешно и печально 
Источник

логотип города, МЭСИ, вовлечение, Ирина Иваново, vasily dubeykovskiy, жители города, Ярославль мудрый, брендирование городов, модель CBCD, студия Лебедева, логотипы территорий, Василий Дубейковский, Эркен Кагаров, брендинг мест, Ярославль, концепция бренда, внутренний мир, брендинг Ярославля, Евгений Борисов, Святослав Мурунов, Москва, внешний мир, бренд Ярославля, оценка концепции бренда, Добрянка, разработка бренда, бренд города, народный конкурс, Константин Гаранин, брендинг городов, cbcd, Артемий Лебедев, идентичность города, city branding, Брендинг территорий, фирменный стиль города, брендинг города, лидеры городских сообществ, идентичность, территориальный брендинг

Previous post Next post
Up