16-17 ноября в Воронеже прошел финал первой национальной
премии в области событийного туризма. На предварительном этапе из 114 заявок 39 городов
жюри выбрало 35 заявок, которые в итоги поборолись за
7 номинаций. В первый день мероприятия финалисты презентовали проекты жюри, во второй состоялась деловая программа и награждение победителей. Из 25 регионов, принявших участие, 13 стали лауреатами или дипломантами премии. Действительно национальная премия!
Как члену жюри, не работающему непосредственно в области событийного туризма, мне представилась великолепная возможность оценить отрасль со стороны, сделать некоторые выводы для брендинга городов и в очередной раз понять, как я люблю Россию.
Счастливые победители. Одна из последних фотографий двухдневного марафона.
Событийный туризм: миф или реальность?
На этапе первоначальной оценки заявок на конкурс меня ужаснули два момента. Первое - многие участники главным результатом события считают сам факт его проведения. Второе - низкое, на мой взгляд, качество многих заявок как в аналитическом, так и в визуальном плане. Качество заявок - это по большому счету придирка и вкусовщина с учетом отсутствия подобной компетенции у подавляющего числа отраслей в нашей стране. С развитием отрасли этот недочет невелируется, и все наладится. Печальнее сталкиваться с отсутствием целеполагания и оценки результативности событий. Без этих моментов, на мой взгляд, отрасль еще долго будет буксовать где-то между неэффективным исполнением гос. заказа и реализацией здравых личных амбиций на любительском (непрофессиональном) уровне.
Вятский пример профессионального подхода к событийному туризму
Продолжая конструктивную критику отрасли, стоит отметить исключительную слабость туризма в словосочетании «событийный туризм». Профессионалы туристской области уже обучили меня, что туризм по закону - это просто передвижение человека в пространстве, а турист - это просто постоялец гостиницы. Но ведь никто не будет спорить, что, затевая какой-нибудь фестиваль, организаторы мечтают о привлечении настоящих туристов. Желательно из других регионов, которые приедут всей семьей за свои деньги, потому что им интересно. А по факту за редким исключением (например, Великий Устюг) турпоток увеличивается за счет непосредственных участников фестиваля, местных жителей (если выдавать за турпоток факт посещения мероприятия) и близлежащих школьников, которые едут, потому что школа договорилась (то есть, не по собственному желанию).
Участницы конкурса на улице Лизюкова во время экскурсии по Воронежу
Таким образом, «событийный» - это уже вполне реальность, а «туризм», на мой взгляд, за редким исключением - миф. И это позитивный итог, если понимать в чем проблема и куда двигаться дальше. На этом критику отрасли хотелось бы закончить и перейти к приятным моментам конкурса, которых оказалось значительно больше, чем я ожидал, прибыв на финал.
Никита Белых как фактор развития отрасли
Вот уж не думал, что губернатор дотационного региона приволжского федерального округа с либеральными взглядами доставит мне удовольствие на презентации проектов событийного туризма в Воронеже. А он смог, причем сделал это много раз за один день. Каждое его появление на слайдах презентаций вызывало бурю эмоций. Впрочем, зачем описывать - посмотрите сами:
Никита Белых на сказочных играх лепил, бегал, играл, спасал…
Жюри практически единогласно проголосовало за вручение Никите Юрьевичу специального приза «За вклад в развитие событийного туризма». А сама Вятка стала самым представительным регионом на конкурсе.
А победители кто?
Якутские
Дети Азии - это пример результативного исполнения гос. заказа, а
Сказочная карта России - результативного исполнения личных амбиций и талантов без государственной помощи. Масштаб разный, организация разная, но всех победителей Russian Event Awards объединяет то, что они результативны. Они не просто провели событие, они создали драйвер реальных изменений, которые последовали за событием. В этом плане показателен пензенский
Jazz May, который по звуку наверняка проигрывал кубанской
Cubana и точно проигрывал по количеству пресс-релизов фестивалю
Voices в Вологде. Но этот фестиваль был сделан не ради джаза, а ради развития города, расширения сознания людей, ради толчка, который в в итоге этот фестиваль дал городскому сообществу.
У жюри конкурса был выбор. И не всегда очевидный
Вот и фестиваль исторической реконструкции
Русборг - это не просто очередной фестиваль, это реальный драйвер целого направления, которое приобретает все больше поклонников в нашей стране. Меня в хорошем смысле поразил минимальный бюджет мероприятия и то, что по большей части фестиваль является закрытым, то есть делается, для самих участников - тех, кто реально увлечен реконструкцией. Новосибирская
Interra просто крутая, тут и добавить нечего - абсолютный лидер в деловой номинации. Так получилось, что вручать приз мне доверили событию, презентация которого и организаторы которого вдохновили меня больше всех на конкурсе. Это фестиваль
Вятский лапоть из города Кильмезь Кировской области. Казалось бы, подумаешь, сделали фестиваль лаптя, нашли чем удивить. В Ярославской одной области там этих овец, огурцов, льна. Но этот фестиваль смог привлечь туристов в количестве равном жителям города. А презентовать фестиваль в Воронеж буквально в лаптях, преодолев 1450 км на Волге, приехал лично Виктор Александрович Симонов, глава Кильмезского района, и его соратники. Кстати,
тут Вы можете посмотреть фото Никиты Белых в лаптях. А на этом видео венец фуршета по итогам Russian Event Awards в исполнении организаторов Вятского лаптя:
Click to view
События и брендинг городов
Многие участники конкурса говорили о том, что само событие стало неким брендом. Почему бы и нет? Событие тоже может быть брендом. Некоторые участники говорили о том, что событие помогает развивать бренд территории, что было спорно. Прежде всего, в плане того, что брендов у упомянутых территорий на самом деле нет и поддерживать, значит, нечего. Конкурсанты, конечно же, имели в виду то, что события влияют на имидж территорий. В мировой практике есть много примеры того, как одно событие может определять имидж целого города, например, Давос или Канны. В России таких событий пока что нет, значит, все впереди.
Russian Event Awards как фактор развития отрасли
Мероприятие прошло не в Москве и не по государственной инициативе. При этом оно действительно получилось общероссийским, собрало лучших практиков отрасли, получило поддержку Министерства культуры и, по-моему, ни у кого даже вопроса не возникло, проводить ли в следующем году. Более того, мне известны как минимум две новые инициативы организаторов конкурса по развитию событийного туризма: запуск журнала «Russian Event Journal» и продвижение идеи составления единого календаря событийного туризма Российской Федерации.
Люди, успешно развивающие событийный туризм
О чем это говорит? Это говорит о том, что отрасль под названием «событийный туризм» действительно начинает становится отраслью, институализироваться, выбирать своих лидеров, понимать общие ошибки и вырабатывать общий подход к пониманию того, куда двигаться. Через несколько лет, надеюсь, что-то подобное произойдет и в брендинге городов, а пока что я просто завидую всем, кто занимается событийным туризмом.
Russian Event Awards как правильное событие
Еще одним приятным моментом конкурса стала реальная конкуренция проектов и профессиональная корректность организаторов. Конкурс действительно получился для конкурсантов, а не для организаторов. В теории так и должно быть, но в российской практике так бывает далеко не всегда. Во всех организаторских действиях Геннадия Шаталова и Сергея Калинина отчетливо прослеживалась цель развития отрасли, а не их самих. Геннадий и Сергей не вмешивались в содержательную часть дискуссии, полностью отдав данное поле конкурсантам и жюри, следя лишь за процедурными и организационными моментами. Кстати, девушек, которые два дня незаметно помогали обеспечивать организационную часть мероприятия, зовут Анастасия Буглова, Екатерина Силина и Елена Расенкова.
Вот кто молодец. Сергей Калинин и Геннадий Шаталов
Хочется сказать организатором большое профессиональное спасибо не за то, что встретили, покормили, разместили, проводили, наградили, сфотографировали (хотя это важно), а за достижения поставленной перед событием цели. Russian Event Awards - тот случай, когда сам факт проведения мероприятия является просто фактом, а его результаты выходят далеко за рамки 16-17 ноября 2012 года. Это стало понятно уже в первый день финала, когда после 8 часов просмотра конкурентов участники активно делились своей радостью и вдохновением от того, что оказывается ни они одни, и что есть чему учиться, и что просто радостно от того, что происходит в Якутии, Карелии, Пскове, на Вятке и в других уголках России.
Russian Event Awards наглядно продемонстрировала проблемы отрасли, что является неоднократным достижением многих форум и конференций по событийному туризму. Наверное, я бы с успехом выступил на одном из подобных форумов с первой частью данной статьи, но мне после мероприятия в Воронеже хочется выступать по другим аспектам отрасли. По позитивным, с прицелом на ближайшее светлое будущее.
Вот и на Russian Event Awards я выступил с позитивным для России докладом о том, как по-разному ожидания гостей могут повлиять на восприятие города:
Основные идеи презентации:
1. Ожидания гостя влияют на финальную оценку города;
2. Чем выше ожидания гостей, тем сложнее городу понравиться;
3. Чем выше оправданные ожидания, тем больше шансов хороших рекомендаций и повторных визитов;
4. Чтобы избежать неоправданных ожиданий, бренд города должен отражать его идентичность, то есть, то, чем он на самом деле является, либо всеми силами старается стать.
Скачать
презентацию. CityBranding продолжает работу над моделью ожиданий жителей и гостей города. Релиз модели как методического инструмента планируется на начало 2013 года.
Как-то много получилось. REV этого достойна!
Источник