Дервиш

Jan 28, 2010 09:48

Бифатима апа - последний дервиш Казахстана

image Click to view



Бифатима-апа - казахская целительница-шаманка-дервиш хранитель энергетического феномена Унгуртас. По преданиям, именно здесь система неба соединяется с системой земли. Всеказахстанский пуп Земли - так называют Унгуртас многочисленные паломники и те, кто занимается биоэнергетикой. Чудесам, происходящим в небольшой деревушке близ Алматы, нет предела.
Дом у самого подножия горы всегда полон людей. Поток паломников не прекращается, и в нескольких комнатах нередко одновременно живут по 10 человек. Есть, впрочем, и постоянные жители: хранители Унгуртаса дервиш Бифатима Даулетова и ее помощник Берик Тастанов.

Они считают себя потомками тех, кто был соучениками Ахмеда Ясави в школе дервишей. Учителем первых дервишей был наставник суфиев шейх Арслан Баб. Легенды, которые много лет передавались из уст в уста, гласят, что именно на месте Унгуртаса одно время жил Ахмед Ясави. Дескать в возрасте 63 лет он, чувствуя приближающийся закат жизни, начал искать спокойный, уединенный уголок. Идеальным вариантом стал Унгуртас, где шейх Ахмед Ясави провел остаток жизни в подземной келье. Вблизи подземелья обосновались его родные и многочисленные ученики, которые слушали наставления и поучения шейха. Место, где стоял монастырь, сейчас называют Айдарлы Айдахар-Ата… (из статьи про Унгуртас)

До последнего времени в сети не было видео с Бифатимой Дуалетовой, но благодаря стараниями и поискам Олеси Бондаревой (жж-юзер ulissija) теперь можно хотя бы очень мельком, но посмотреть на отрывки ритуалов. О.Бондарева последние пару лет регулярно бывает в Унгуртасе и выложила некоторые видеоматериалы с Бифатимой (можно посмотреть в Windows Media Player с сайта kazakhdervish.com - здесь). Там отрывки некоторых ритуалов и целительских практик, краткий комментарий к которым дан на сайте на английском.

В своем дневнике О.Бондарева так описывает знакомство с Бифатимой Дуалетовой:

«Как написать о том, чего не можешь объяснить рационально? Для чего нет научных доводов и логических ходов? Трудно быть свидетелем невероятного, говорю по опыту. Странно и даже страшновато иногда. Все мы боимся, не доверяем. И все же - ищем чего-то, тянемся к живой энергии духовных традиций.

Унгуртас - известное в Казахстане место, Гора - Айдарлы Айдахар Ата Айман Шолпан - привлекает сотнями паломников. Но это - сейчас. Еще восемь лет назад гора виделась обычной сопкой, на которой пасли овец. Это удивительно, но аулие («святое место») здесь открылось только недавно, и сделала это женщина. Дервиш Бифатима-апа. Восемь лет назад она пришла сюда с юга. Построила себе времянку у подножия холма и начала принимать людей. Местные жители, соседи не поверили в ее утверждение, что скоро эта Гора начнет исцелять людей и помогать всем, у кого чистые намерения, и так будет долго, много лет. В деревне Бифатиму сочли или сумасшедшей, или обманщицей. Но день за днем поток людей, приходящих и приезжающих издалека усиливался. Паломники сами построили дом, в котором теперь может бесплатно остановиться любой странник, поставили указатели, сделали ступеньки и дорожки на Горе...Что привлекало их? Человек? Место? Однажды, в Унгуртас приехала и я со своими друзьями.

Это было 2 года назад, летом. Наша поездка была киноэкспелицией по югу Казахстана, цель - исследовать целительские традиции Азии. Список адресов у нас был большой, помогла Академия наук Казахстана, но Унгуртас - недалеко от Алматы, всего 80 километров по Бишкекской трассе, и мы решили проверить этот адрес первым. Бифатима, как нам рассказали, обычно не слишком расположена к журналистам и документалистам. Тем не менее - почему не попытаться...

Апа встретила нас спокойно, снимать в первый вечер запретила, почти не смотрела в нашу сторону, только задала вопрос: «Зачем вы это делаете?» «Для людей»,- искренне ответила я. «Хорошо, оставайтесь ночевать. Утром посмотрим». Нам объяснили, что так она поступает, если хочет «посмотреть» человека - его будущее, прошлое, и что-то еще, понятное только ей. Когда человек спит, это «видно» проще и яснее. В доме Бифатимы такая ночная «диагностика» - обычная практика, в большой комнате с мягким полом из шкур и войлока часто спят по нескольку десятков человек, и каждому из них наутро апа может ответить на вопрос или дать какое-то задание - для «лечения», исправления жизни. Наутро Бифатима дала нам разрешение на съемку.

Жизнь в ее доме, по правилам этого дома - особые отношения, нормальные для суфийской традиции. Способ передачи знаний. Если хочешь изменить свою жизнь - работай, слушай себя и других, действуй. Если мы хотим рассказать об Унгуртасе людям - нужно «прожить» это место, быть внутри.

Ценности, на которых строится взаимодействие дервиша с приходящими паломниками - традиционны. Одна из основных - семья. Предки. Прежде чем быть допущенным на Гору, вновьпришедший приглашается к столу. За дастарханом он может выпить чаю, или пообедать - этот стол считается ритуальным, здесь мы вспоминаем умерших, просим их благословения. Разумеется, читается молитва. Затем все идут к реке - купаются, или хотя бы умываются в проточной воде. И тольтко после того, как холодная горная река отделилила человека от энергий города, обыденных хлопот, смыла с него суету и помогла собраться с мыслями, его ведут в подземную мечеть, а затем - на Гору.

Гора - место, где, как объясняет Бифатима, проходит «канал», связывающий землю с космосом, вена и артерия Земли. Таких мест на планете - несколько, и они важны. На вершине Горы установлены два специальных камня - красный и черный.

Черный - заостренный книзу - отмечает место, где проходит энергия из космоса к земле. Это - поток информации, идей, холодная, чистая энергия. Она очищает, исправляет ошибки. Здесь рекомендуют находиться не более получаса, иначе начнет «засасывать». Человеческая индивидуальность нуждается в такой «корректировке», но чрезмерное стремление к идеалу - ее убивает. Я так поняла идею «лимита времени». На черном камне написано название места. Ата - дед, отец, старший в семье. Айдахар - дракон. Айдарлы - гребешок, символизирующий знание. Дракон - мужчина, наделенный знанием...Айдалы Айдахар Ата Айман - Шолпан. Именами Айман и Шолпан в Казахстане часто называют девочек-близнецов. Почему эти имена оказались в названии аулие? Однажды апа сказала, что «обе они получили благословение, хотя одна из них - темная». Двойственность женской натуры? Могу только догадываться..
Красный камень - заострен кверху, на нем - арабская молитва и знак, символизирующий единство неба и земли. Он отмечает место восходящего потока энергии, здесь принято просить о сокровенном, и - подпитываться животворящей энергией земли. Сюда приводят больных, здесь провожают солнце и вспоминают умерших...

Но прежде чем оказаться на вершине - паломники проходят один за другим пещеры и камни, имеющие свой смысл и силу на Горе. Обычно этот процесс занимает не менее часа, и сопровождается кем-то, кому Бифатима доверяет «водить людей». Первый камень, конечно же, посвяжен объединению семьи и прощению ошибок предков. На нем же - просят здорового потомства. Затем - камень - «дверь», где просят открыть дорогу и благословить начинания. Пещера ангелов - здесь загадывают желание. Важное условие: желание нужно выбрать - одно, главное, понять, что идет из сердца. Тогда оно обязательно сбудется. Затем - Крыло дракона. Здесь вновь обращаются к теме рода, предков. Просят прощение за грехи умерших, молятся об избавлении от страхов и стереотипов, пришедших из прошлого. Это - особый процесс. Под Крылом Дракона многие паломники проводят часы, в молитве разхмышлениях о своей судьбе и закономерностях нашего мира. Рядом с Крылом - еще один важный камень - Лицо Девушки. Здесь незамужние просят послать в их жизнь человека из чистого рода, который даст им счастье и благополучие. Следующий процесс - у камня, который когда-то был человеком. Рассказывают, что некогда в этих местах жил очень добрый человек, любимый Богом. Но люди его не понимали, смеялись над ним, не верили, и за это - болели и умирали. Святой человек не знал, как остановить их, и однажды он попросил Бога превратить себя в камень, чтобы люди больше не входили в заблуждения из-за его человеческого тела, но исцелялись и становились лучше, прикасаясь к нему. Бог исполнил просьбу святого. Этот камень - на Горе. Возле него - глубокая пещера. Паломникам предписывается забираться в нее - всем вместе, - и читать молитву 40 раз, любую, какую они выберут всей группой. Этой молитвой люди просят простить их за зло, которое они когда-либо желали кому-то, и снять с них дурные пожелания окружающих. Выше - камни, очищающие зрение, слух, открывающие чувства. Утес, на которм просят земных благ... Камни и процессы на Горе выстроены так, чтобы сонастроить нового человека с какой-то точно выверенной, простой и одновременно сложной ценностной системой. Так или иначе, к вершине человек приходит уже другим, более собранным и открытым. Я наблюдала это неоднократно - и всегда восхищалась мудростью Бифатимы и ее мастерством учителя.

Невероятно, но здесь действительно происходят чудесные исцеления. Я, с моими двумя «высшими», с трудом привыкла к мысли, что это - не иллюзия. Вновь и вновь я задавала приезжающим людям вопрос о цели их визита - и получала в ответ одну за другой истории о исцеленных от разных болезней друзьях, соседях, родственниках... Именно в этом - причина популярности Горы. Народная молва о ней идет уже далеко за пределами Казахстана. При мне приезжали люди из России, с Украины, из Белоруссии... Отовсюду. Большинство из них - с надеждой поправить здоровье. Но есть и другая категория. Целители, которые хотят открыть или усилить свои природные способности. Такие - живут в доме Бифатимы месяцами, у каждого из них - своя история и особые отношения с дервишем.

Сама Бифатима нередко называет себя «последним патроном», говорит, что «за нею никого нет». Что это значит? Завершается какая-то традиция? От многих людей из ее окружения, и вне его, - от тех,кто сам лечит людей, «видит», работает целителем, я слышала слова о том, что она - уникальна, последний дервиш этих мест, мастер. Именно поэтому многие целители привозят к ней своих взрослых, ищущих собственный путь сыновей и дочерей. «Открыть дорогу», «принять дар».

Логика пространства дервиша, аулие, сильно отличается от европейских стандартов отношений, к котороым я привыкла. Но быть в нем - сильнейший опыт и глубокое переживание, возвращающее человека к самому центру личности, к основам. Это - странно, и порою - нелегко. Но полезно.

За два года с Бифатимой изменилось многое в моем мировоззрении. Она знала, что делала, оставляя меня возле себя на месяцы.»

Подробнее о встречах с Бифатимой - http://ulissija.livejournal.com

дервиш

Previous post Next post
Up