НОВОСТИ ШВЕЦИИ
1 декабря в стокгольмском Этнографическом музее открылась выставка "Русские традиции Рождества и Нового года". На ней выставлены ёлочные украшения советского периода, а также работы современных русских художников: литографии и деревянная скульптура. Во время зимних каникул проводятся мастер-классы для детей и взрослых по изготовлению ёлочных игрушек.
Хрущевская кукуруза, часы, фрукты, ягоды, ракеты и фигурки космонавтов - таких украшений, конечно, не увидишь на шведских рождественских ёлках. Резкое отличие советских ёлочных игрушек от традиционных шведских поразило Уллу Эдберг/ Ulla Edberg, которая более полутора лет работала над выставкой:
- Это совершенно по-другому. Если смотреть на игрушки советского периода, когда нельзя было развешивать на ёлке ангелочков или другие религиозные символы, то, конечно, нам в диковинку все эти ракеты и космонавты. У нас ничего подобного не было. Дети, для которых, собственно, ёлка и предназначается, вообще крайне консервативны и хотят, чтобы ёлка выглядела точно так же, как они это помнят. Я сама такая, смеется Улла, и вешаю на елку старые, еще бабушкины игрушки, многие из них самодельные, из соломы. Сейчас эта мода возвращается в Швецию - делать ёлочные украшения своими руками. Только теперь уже не от бедности, не от скудости средств, а из-за экологической сознательности, желания беречь ресурсы планеты и снова, повторно, использовать кусочки ткани, ленты или другой подручный материал, говорит Улла, рассказывая о самой идее этой - первой - выставки, связанной с русскими рождественскими и новогодними традициями:
- Инициатором выставки был Союз русских обществ в Швеции (отмечающий своё 10-летие), и его глава Людмила Сигель/ Siegel, мне эта идея показалась интересной, я поговорила с коллегами, в особенности с теми, кто занимается педагогической деятельностью, и мы начали готовить выставку еще к Рождеству прошлого года. Но нам помешала другая большая выставка, и "Русские традиции" пришлось на время отложить. За полтора года наши связи окрепли, мы лучше узнали друг друга, успели всё обсудить, съездить в Пушкинские горы, совершенно потрясающее место, добавляет Улла:
- Это первая наша совместная работа, справились мы с ней успешно, хотя были, конечно, трудности с русским языком. Я, правда, учила когда-то русский в гимназии, но успела всё позабыть, улыбается она.
Всю эту неделю сотрудники из Пушкиногорья будут показывать старинные русские ремесла и приемы работы для посетителей музея: с детьми или без. Вся неделя уже расписана: каждый день в музей будут приходить школьные классы, рассказывает Улла Эдберг:
- Швеция становится всё более и более секуляризованной страной. У нас осталось не так уж много религиозного содержания в праздновании Рождества Христова. Это просто традиция. Мы ее поддерживаем, но особенно не размышляем: почему и как это связано с рождением Христа. Это просто семейный праздник, традиция. А вот в России, после распада СССР, люди ищут духовности в религии, тянутся к христианству, в отличие от обратного процесса в Швеции. Тут есть разница между нами, говорит она, и мы шутим, что теперь, когда у шведов есть свой собственный космонавт - Кристер Фуглесанг - может, настала пора поменяться ёлочными украшениями: секуляризованные шведы будут подвешивать на елку фигурку космонавта, а россияне - ангелочков и другие символы христианства. Но если серьезно, то задумывалась выставка российской стороной, как "Новогодние и рождественские традиции от Пушкина до наших дней". Однако "наши дни" пришлось ограничить 1999 годом. Улла Эдберг подчеркивает, что все экспонаты выставки произведены до 2000 года. Потом российские игрушки стали точно такими, как на Западе. Ничего интересного, и ничего, что отличало бы русскую ёлку от ёлок в любой другой западной стране. И показывать нечего.
А на вопрос коллеги: какая игрушка ей лично понравилась больше всех?, Улла отвечает:
- Вон тот маленький розовый космонавт. Это моя любимая ёлочная игрушка, да еще миниатюрные фруктики - смеётся Улла Эдберг, указывая тоже и на фантастические, по ее выражению, литографии с рождественскими мотивами, развешанные на стенах Этнографического музея.
Поговорим теперь с российским партнером шведского музея:
Георгий Василевич, директор Мемориального музея-заповедника А.С. Пушкина в Псковской области, говорит, в частности, о том, какой большой интерес вызывает жизнь прежних поколений, в советскую эпоху, когда Рождество праздновалось только в семьях глубоко верующих людей.
Шведам кажется экзотикой то, что мы отмечаем сначала Новый год, а потом Рождество. А потом и еще более странное, на шведский взгляд, явление "Старый Новый год".
При Пушкинском заповеднике существует и художественная практика, говорит директор и представляет работы художников, которые приезжали в заповедник, будучи студентами выпускных курсов.
Тут выставлены, например, работы Юрия Васнецова, который иллюстрировал книги в довоенное и послевоенное время, книги на которых мы выросли, - говорит Георгий Николаевич. Представлен на выставке и Борис Сергеев, современный скульптор, работающий в разных материалах. Сюда мы привезли его работу "Рождество", выполненную в дереве.
Георгий Василевич рассказывает немного о 10-летнем сотрудничестве Пушкинского заповедника со шведскими музеями (Скансен), а также о том, что они привезли не только выставку, но и "мастер-классы", на которых можно ознакомиться с русским народным творчеством, созданием святочных и рождественских игрушек, с тем, как на Руси ткали и пряли, делали кукол.
Добавлю, что на торжественном открытии выставки выступали:
директор Этнографического музея Андерс Бьёрклунд,
Полномочный посол РФ в Швеции Игорь Неверов,
директор Пушкинского музея-заповедника Георгий Василевич,
председатель Союза русских обществ в Швеции Людмила Сигель,
ансамбль в русских народных костюмах исполнял Колядки, звучала русская народная музыка.