Я пишу человека так, как если бы писал его ангела хранителя.
Если бы не женщины, - сказал мне как-то Олег Николаевич Ефремов, - ты, Никас, создал бы гораздо больше!
Я ему в ответ: да, наверное; но если бы не женщины, я не создал бы ничего! Парадокс? Но там, где женщины, без него никак…
Я понимаю, не каждый может построить храм. Но каждый может посадить дерево, или много деревьев, не обижать наших меньших братьев - животных, как диких, так и домашних, не охотиться и не убивать. Это так просто. И я хочу пожелать себе и всем вашим читателям почаще делать такие простые веши.
Я принципиально перестал продавать написанные иконы. В крайнем случае, дарю, и только верующим людям. На Руси, кстати, икон никогда не продавали, их меняли, скажем, на платок, который потом выкупали. Казалось бы, уловка, но за ней скрыт величайший смысл!
Опираясь на свой иконописный опыт, я сознательно идеализирую изображаемое. Понятно же, что здесь в земном мире ни один человек не проявляется сполна, и в сердце каждого из нас, как говорил Достоевский "дьявол с Богом борется". В каждом человеке есть прекрасное начало, которое художник может подчеркнуть, а может и скрыть, уничтожить. Один видит в натуре одно, другой в этой же натуре - иное. Какое начало возьмет верх, к чему человек придет в конечном итоге - это в том числе зависит от меня. Когда я пишу портрет, мне не важно, кто передо мною - президент, прокурор, актриса или полузабытый пришелец из моего ульяновского детства.
Я изначально пытаюсь увидеть в любом человеке добро, раскрыть его с лучшей стороны. И когда сажусь писать портрет, тоже начинаю с молитвы. Наверное, поэтому те люди, что попадают на мои холсты, излучают добро и тепло. А если созданный на полотне образ подчеркивает духовность, положительное начало, даже просто внешнюю красоту, человек как бы тянется за своим изображением, стремится ему соответствовать, становится лучше и внешне, и внутренне. В сущности, на этих портретах тоже лики, но лики земные. Облаченные в свои мундиры, костюмы или бальные платья все они исполнены стремления к личному совершенству, все таят в себе перспективу Добра... Открыть эту перспективу - и есть назначение художника, писать же о людях правду - удел их биографов, к коим я себя не отношу! Но, в любом случае, любой человек, если он духовно образован, может служить Богу на любом месте и любой деятельностью…
Может быть, придет время, и я уйду в монастырь. Уйду не от безысходности, не от бедности или какой-то зримой трагедии, а как раз наоборот, укроюсь от полноты прожитого и испытанного. Возможно, там я буду писать иконы иначе. Буду писать и не буду подписывать их.
Во всяком случае, я хочу говорить с небесами. Я прошу об этом Бога, и я надеюсь, что Он услышит меня.
Однажды мне приснилась моя картина, которую я писал лет пятнадцать назад. Она во сне горела, потом вдруг попала в воду, и ее еле оттуда вытащили. И Спустя какое-то время я узнал, что у одного австралийского коллекционера сгорело его собрание картин, в котором была и моя работа, та самая, которая приснилась, к с частью, не вся. Я учился на четвертом курсе Вильнюсского института, когда мне приснилось, что я хожу в галерее, где висят мои картины, которые в реальности я еще не написал. Когда я проснулся, многие из них я переписал на реальные холсты.
Была одна мистическая история с портретом Юры Лонго. Я написал его портрет и через какое-то время краска начала стекать Что-то произошло с этой картиной. Это второй случай в моей жизни. Картина висела у Юры дома довольно долгое время, а когда он умер, вдруг произошла с ней эта история. До этого еще был случай, когда меня попросили написать по видео кассете портрет молодой женщины и ее дочери, которые за год до этого погибли в автокатастрофе. А ровно через 3 года фон на картине (там были нарисованы цветы) потек. Цветы стекли, как будто увяли. В этот день ее муж женился еще раз.
Картина иногда передает настроение хозяина, она как будто на расстоянии переживает за своего хозяина. Я недавно посмотрел фильм с Бельмондо. Он привел подружку на ночь, пока жена в командировке. Потом вдруг засуетился: чувствуя, что она не улетела. Конечно, Есть предчувствие, интуиция. Я в свое время писал портрет Юрия Михайловича Лужкова и мне почему-то пришла в голову мысль изобразить рядом с мэром на подоконнике хрустальный шар. Когда он увидел портрет, то был очень этому шару удивлен и спросил, почему я это сделал. Ответа у мня не было. Тогда Лужков подвел меня к большому шкафу и открыл его. Там хранились хрустальные шары различных оттенков и размеров. Эту коллекцию Юрий Михайлович собирает уже много лет.
Портрет тоже имеет свою энергетику и , конечно, многое зависит от художника: как он жил, как он живет, насколько он сам чист.
Есть иконы, которые лечат. Очень важно, кто их писал, и кто перед ними молился и какое-то количество лет.
Можно верить или не верить в мистику, но знаменитый портрет Ван Гога с отрезанным ухом поменял много хозяев, и все они пострадали от его разрушительной энергии. Трагедии следуют одна за другой., хотя на портрете изображены не они, а художник.
В каждой женщине есть что-то кошачье - повадки, грациозность, жеманность, томность, плавность движений... И острые коготки, между прочим! Я стал внимательнее присматриваться к своим друзьям и знакомым и понял, что почти каждый из них действительно чем-то напоминает то или иное животное. Часто люди просто невольно становятся похожи на то животное, которое они безумно любят. Поэтому человек зачастую интуитивно подбирает себе животных, которые ему близки.
Есть идеалы и равняющиеся на него. Я помню как дети в школе , носящей мое имя, смотрели на меня. Для них я был и примером и шансом - можно родиться в бараке, а потом жить и работать в Лондоне, Париже, Испании.
Мы живем во Вселенной всего 3 секунды - 85 земных лет. Искусство же продлевает это состояние. Я понял, что у меня нет времени, чтобы я мог тратить впустую.
Любовь - это всегда маленькая пьеса, которая в конце концов оборачивается шекспировской трагедией. Каждое чувство имеет под собой глубокое содержание. Все зависит от того, как ты ее воспринимаешь, эту любовь. Вот шариковая ручка. Приходит мысль: «Ручка красного цвета, хорошо пишет, а красные чернила похожи на кровь». Так развивается твоя фантазия. Человек перед смертью за пару секунд проживает всю жизнь, испытывая массу ярких событий. То же самое происходит, когда ты в кого-то влюблен. Начинается более насыщенная, яркая жизнь. В моей судьбе встречалось много женщин, которых я любил, но именно их я и помню, всех остальных уже забыл .
Мечтаю построить храм Святого Николая Чудотворца и о том, чтобы мне не ставили «палки в колеса», когда я пытаюсь сделать что-то благое. Главное - духовное богатство. А деньги приходят сами собой. Когда отдаешь что-либо ближнему, произносишь: «Да не отсохнет рука дающего!». А когда уходишь из дома: «Ангел-хранитель, пойдем со мной! Ты впереди - я за тобой». И тогда с тобой ничего плохого не случится.