Рассказывает
И.И. Гузов, к.м.н., основатель ЦИР.
Если говорить не только о современной медицине, но и о современной психологии, о современном взгляде на мир, есть одно явление, которое очень характерно для современной эпохи: не только для последних 10-15 лет, но примерно начиная с 70-х годов ХХ века. Явление это называется редукция.
Что такое редукция?
Редукция - это когда сложное, комплексное, многофакторное явление сводится к очень простым вещам, попытка убрать все лишнее, вычленить некий «костяк», который был бы прост для популярного представления, и, соответственно, с этой очень упрощенной моделью работать дальше.
Это очень опасная вещь. Иногда она бывает полезной. Но полезной она бывает только тогда, когда и тот человек, который доносит какую-то мысль, и тот человек, который эту мысль воспринимает, понимают, что речь идет об упрощении, что мы упрощаем для того, чтобы можно было оперировать более простыми понятиями, когда мы описываем более сложное. Предполагается, что человек, который говорит и человек, который воспринимает сказанное, понимают, что на самом деле всё гораздо сложнее.
К сожалению, очень часто получается, что одно упрощение следует за другим упрощением, всё упрощается, упрощается и упрощается. И не только говорящий человек упрощает всё, но и воспринимающая аудитория тоже всё воспринимает «по-простому».
Даже иногда специалисты опускаются до этого уровня, если брать врачей. Не тогда, когда они разговаривают с пациентами, чтобы объяснить им сложные комплексные вещи, а друг с другом внутри медицинской среды они начинают оперировать этими упрощенными понятиями.
Редукция - это опасное явление, особенно применительно к здоровью человека. Приведу примеры. Вы знаете, что у меня двойная специализация, по основной специализации я врач акушер-гинеколог, но у меня есть еще дополнительная специализация - это иммунология. Когда мы обсуждаем с пациентами проблемы, касающиеся их иммунитета, они задают вопрос: «Скажите, пожалуйста, Игорь Иванович, у меня иммунитет усиленный или ослабленный?» И врач задумывается, потому что в большинстве случаев речь не идет о каком-то усилении или ослаблении иммунитета. Речь идет об очень сложных явлениях, которые не укладываются в эту структуру понятий.
Когда речь идет о гемостазе, почему-то очень распространенным является подход, когда не только пациенты, не только внутри какого-то интернет-сообщества людей, пытающихся просто разобраться в тех явлениях, где они не являются специалистами, начинают ходить такие понятия. Во врачебном коллективе, в частности среди врачей акушеров-гинекологов, когда речь идет о гемостазе, вдруг появляются такие слова: «Скажите, пожалуйста, у меня кровь разжиженная или сгущенная?». То есть «разжижение» и «сгущение» крови применительно к процессам гемостаза стали повседневным явлением. Когда говорят о свертываемости крови, то говорят по поводу "разжижения" или "сгущения" крови.
Говорить: "У Вас хорошая гемостазиограмма, это Вам не нужно - отменяем!" -неправильно. Потому что дело всё гораздо более сложное, и нельзя применять вот эти редукционные механизмы объяснения к тем явлениям, которые на самом деле являются более сложными.
В нашем центре осуществляется
ведение беременности при проблемах с гемостазом . Преимуществом наших клиник является наличие
собственной лаборатории, где Вы можете сдать все необходимые
анализы до и во время беременности.
Записаться наконсультацию в ЦИР Click to view