Кто и как контролирует выполнение анализов?

Jul 28, 2015 16:34



Клиники и лаборатории ЦИР
27.07.2015 14:06:00


Читая про лаборатории, нельзя не столкнуться с понятием контроля качества. Сегодня мы поговорим о том, как добиваются качества анализов в медицинской лаборатории. В следующих статьях мы подробно остановимся на каждом из этапов выполнения анализа, а сегодня посмотрим на весь процесс издалека.

Где начинается качество анализов?
Существует заблуждение, что качество анализов зависит от лаборатории и только от неё. Но в профессиональном сообществе принято более широкое понятие качества, применительно к медицинским лабораториям. Качественное медицинское исследование - это «правильно и своевременно назначенный тест для нуждающегося в нём пациента, выполненный на достаточном аналитическом уровне с необходимой информацией для его интерпретации».
От обращения пациента к врачу до получения результата проходит сложный диагностический процесс. Начинается он с того, что врач на приеме принимает решение о том, какие анализы и когда нужно сдать пациенту, объясняет, как к ним подготовиться. Если врач сделал корректные назначения, а пациент выполнил их, сделан первый шаг к достоверным результатам. Условия сдачи анализов всегда можно узнать в лаборатории. Для пациентов и врачей информация размещается в клиентской зоне, в карточках анализа на сайте, на бланках назначений, озвучивается по телефону. Несоблюдение правил сдачи ведет к получению некорректных результатов и даже невозможности выполнения анализов. Соблюдайте правила сдачи!

Пример: пациентка после ЭКО сдает анализ на ХГЧ, который показывает отсутствие беременности. Через какое-то время она повторяет анализ, который подтверждает беременность. Почему первый результат был «неправильным»? Просто первый анализ был сдан слишком рано. Еще пример: отклонения в общем анализе мочи могут быть не только при болезни, но и при нарушении правил сбора мочи.

Что еще происходит до поступления проб в лабораторию?
Крайне важная часть долабораторного этапа - забор, хранение и транспортировка биоматериала. В клиниках ЦИР используются современные вакуумные пробирки, о которых мы писали в блоге ранее ("Самая частая процедура в клиниках ЦИР - это..."), баркодированные пробирки для забора крови, информационная система работы для работы с назначениями, анкетирование пациентов для корректной интепретации результатов. Для большинства анализов имеет значение срок доставки пробы в лабораторию, поэтому наша логистистическая система работает по правилу: доставить пробы как можно быстрее. Также при доставке учитывается влияние света и температурного режима. Сроки и температурный режим жестко контролируются.

Пример: анализ мочи должен быть проанализирован в короткое время. Если требуется хранение образца (например, чтобы довезти его), используются специальные пробирки с консервантами (см.Общий анализ мочи (система Vacuette)
Все вышеперечисленные события - назначение, забор, хранение и транспортировка - составляют внелабораторный преаналитический этап.

Ура, пробирка добралась до лаборатории!
В лаборатории каждый образец подвергается тщательной оценке: когда и как взят, нет ли нарушений при заборе, корректная ли маркировки, качественный ли образец. Только прошедшие такой контроль образцы идут в работу.

Умные приборы
Современные приборы очень общительные. Когда пробирка попадает к ним на борт, они считывают баркод, расположенный на ней, и делают запрос в информационной системе: "Что сделать для этого пациента?" А еще могут спросить пол или возраст, чтобы учесть это при выполнении анализа. После выполнения прибор отдает результат информационной системе, где его проверяют специалисты.

Пример: приборы могут быть не только общительными, но и внимательными к мелочам. Некоторые из них умеют определять в крови микросгустки, которые невозможно увидеть при приеме образца.

Лабораторный контроль качества
Одновременно с выполнением анализов проводится собственно контроль качества.
Помимо того, что каждый анализ оценивается врачом с учетом всех данных о пациенте (возраст, пол, срок беременности, принимаемые лекарства, результаты других исследований и так далее), проводятся мероприятия Контроля Качества (Quality Control, QC).
Выделяют внешний и внутренний контроль качества.
Внутрилабораторный контроль качества - проверка результатов измерений с помощью так называемых контрольных материалов. Задача внутреннего контроля - оценка стабильности выполнения теста с течением времени. Каждый день проводятся исследования одного и того же материала, данные изменений наносятся на специальный график, что позволяет вовремя увидеть отклонение от ожидаемого значения, если оно возникло.
Внешний контроль качества оценивает правильность выполнения анализов и проводится путем сравнения результатов разных лабораторий между собой и с экспертными лабораториями. В нашей лаборатории используются как отечественные, так и зарубежные системы контроля качества.

И наконец...
После одобрения полученных результатов они могут быть отправлены пациенту хоть на другой конец света: по электронной почте, в виде смс, или выданы на бумажном бланке. На бланке анализы удобно сгруппированы, каждый анализ сопровождается единицами измерений и референсными интервалами. На некоторых анализах для полноты картины есть фотографии (см.Кариотипирование с фотоСпермограмма по Крюгеру или графики (см.Пренатальный скрининг 1 триместра). Анализ спермограммы может выдаваться не только на бланке, но и в виде видеофильма на диске.
Когда врач получает результат анализа, важна своевременность и грамотная интерпретация. Тогда анализ был сдан не зря! Специалисты нашей лаборатории всегда готовы проконсультировать врачей по полученным результатам анализов.

И напоследок - шуточный ролик про день без контроля качества

https://www.youtube.com/embed/Wu4LN97J1lo

контроль качества, процедурный кабинет, Лаборатория, анализы

Previous post Next post
Up