В прошлый раз мы подробно
рассказали о первом отделении программы «Салют Победы», а теперь, как и обещали, напишем о втором.
Антракт завершается, зрители рассаживаются по своим местам. В зале темнеет, воздух прорезают красные лучи, звучат выстрелы - начинается война. До встречи в Берлине, которую обещали в предыдущем отделении, осталось совсем немного. Надо только водрузить знамя Победы над Рейхстагом.
Это - аттракцион «Звёздные канатоходцы» под руководством заслуженной артистки России Марианны Волжанской. Красноармеец со знаменем медленно, осторожно поднимается по натянутому канату. На мост вбегает немецкий солдат и стреляет по канатоходцу: тот падает на канат, но поднимается и продолжает путь.
Победа!
Это - самый величественный момент. Появляется маршал на белом коне - аллюзия на Жукова. Это лауреат народный артист России, художественный руководитель конно-балетного театра «Моя Россия» Тамерлан Нугзаров. Потом он ещё покажет в манеже, на что способен. А сейчас он стоит на красивом белом коне, на фоне сияющего красного знамени. Величественный, монументальный, будто оживший памятник. Солдаты швыряют ему под ноги фашистские знамёна.
А дальше начинается нечто невероятное.
Джигит в папахе стоит обеими ногами на двух белых конях, мчащихся по манежу. Ещё один конь - чёрный - пробегает между ними, и казак берёт управление им в свои руки. За чёрным конём - ещё один, и ещё, и ещё. «Скачут, скачут по Берлину наши казаки».
Кони - стройные, подтянутые, сияющие, с напряжёнными мышцами.
В какой-то момент от происходящего в манеже начинает кружиться голова. Нам не удалось сосчитать, сколько здесь было коней - позже выяснилось, что их 19. Они мчались по манежу с невиданной скоростью. Невероятный, бешеный драйв. Тамерлан Нугзаров показал настоящее чудо. Как сам Нугзаров рассказал нам после представления, все его жеребцы - некастрированные. Чтобы в коне чувствовалась сила, мощь, характер. Тем удивительнее смотрится это представление.
И сам Тамерлан Нугзаров показывает чудеса выездки. Его лицо сияет, его конь слушается каждого движения.
А вот и наездники, упражняющиеся в джигитовке. По словам Тамерлана Нугзарова, наездника научить труднее, чем коня. Трюки довольно опасные: красноармейцы стоят на конях вверх головами и даже пролезают под их брюхом на полном скаку. Да, такие казаки возьмут Берлин. А потом ещё раз и ещё.
Представление заканчивается монументальной и трогательной сценой - отсылкой к памятнику воину-освободителю в Берлине.
В финале на сцену пригласили ветеранов, и цирковые артисты склонили перед ними головы. Это представление - для них, для тех, кто в годы войны не видел цирка, для тех, благодаря кому мы можем сейчас смотреть на такие представления.
Многие зрители, особенно старшего возраста, выходили из зала со слезами.
Итог. Опасения относительно военно-патриотической тематики в цирке были напрасными. Создателям удалось удивительно гармонично и тонко выстроить программу без капли пошлости. Здесь в меру всего: и монументальности, и юмора, и веселья, и аллюзий к цирковым артистам военных лет.
Говоря о цирке, многие забывают одну важную вещь. Цирк - это не только о юморе. Цирк - это о человеческих возможностях, о том, на что способен человек. Это праздник, который артисты дарят людям - праздник несокрушимой, яростной жизни. Той самой жизни, которая победила в 1945 году.
Низкий поклон артистам и создателям программы. Им удалось невероятное. Спасибо!