На этой неделе венгерский режиссёр Бела Тарр («Проклятие», «Сатантанго», «Человек из Лондона», «Гармонии Веркмайстера») получил почётную награду за жизненные достижения на Международном кинофестивале в Рейкьявике. Он известен синефилам на родине и за рубежом своими долгими непрерывными кадрами. Его семи-с-лишним-часовое «Сатанинское танго» и другие чёрно-белые ленты часто представляют собой полную противоположность голливудским блокбастерам. В Исландии Тарр поговорил с The Hollywood Reporter о своём отношении к массовой продукции Голливуда, почему он больше не будет снимать кино и почему самые лучшие фильмы не годятся для премии «Оскар».
Вы сказали, что больше не будете снимать. Вас только что наградили в Рейкьявике, и вы собираетесь участвовать в Нью-Йркоском фестивале, где будут показывать вашу последнюю ленту «Туринская лошадь», которую Венгрия выдвинула на «Оскара» в номинации лучший зарубежный фильм. Вы всё ещё тверды в своём решении?
Я не шутник. Если я говорю да, можете быть уверены, что это да. Если я говорю нет, будьте уверены, что это нет.
Почему вы считаете, что сейчас подходящий момент для завершения карьеры?
После «Человека из Лондона» я подумал: теперь ещё один - и всё. И в Париже в 2008 я сказал, что это будет последний фильм, а потом я сверну лавочку. И вот я сворачиваю лавочку. Лавка закрыта.
Чем займётесь дальше?
К счастью, у меня есть кое-какие планы. Меня мало волнует жизнь, и я не хочу быть дураком-режиссёром, который повторяет сам себя и стряпает одно и то же дерьмо только затем, чтобы уморить людей скукой.
Что это за планы?
У меня есть продюсерская контора в Венгрии, и я пытаюсь работать с несколькими режиссёрами. А ещё я собираюсь создать новую киношколу в Хорватии, в Сплите. Этого более чем достаточно для меня, потому что это тяжкий труд.
Есть ли какие-то фильмы венгерских или других режиссёров, которые вам понравились в последнее время?
Я говорю только о режиссёрах, а не о киношниках. Настоящий режисёр обладает собственным стилем. Некоторые мне ближе других. Для меня это вопрос качества. Когда я вижу сильную работу, конечно я это люблю и уважаю. Но я не хочу ни за кем следовать. В этом тем более нет смысла, учитывая то, что я больше не снимаю ни фильмы, ни киношки.
Чьи фильмы, по-вашему, действительно хороши?
Могу рассказть вам свой недавний опыт. Последний фильм, который меня поразил, которым я восхищаюсь, это «Гавр» Аки Каурисмяки. Люблю это кино.
В этом году это финский кандидат на «Оскара». Что вам понравилось в нём больше всего?
Человечность и очень грустный юмор. Фильм глубокий, печальный и полный шуток, но каждая шутка полна болью. Как раз как я люблю.
Эта картина может получить «Оскара» как лучший зарубежный фильм...
Моя тоже, и что? Эти глупости никого не волнуют. Вы понимаете, что я имею в виду. Кино такого уровня не для Академии. Это кино такого уровня и такой чувствительности, которая для вас и для меня, для личного пользования. А всё остальное - просто часть этого *бнутого бизнеса, который не для меня.
Похоже, вам не слишком по душе индустрия широкодоступного кино...
Она меня совершенно не заботит. Я слишком стар, а это всё детский сад. Я слетаю на полтора дня в Нью-Йорк для участия в фестивале и - домой. Вот и весь бизнес.
Вы видите какие-либо качественные отличия между американским и европейским кино?
Я знаю только хорошие фильмы и дерьмо собачье. Я вижу хорошего режиссёра, который чувствует людей, или уродов-подёнщиков, которые горбатятся на *баный шоу-бизнесс. А что такое Голливуд? Не спрашивайте меня про Голлливуд. В Голливуде тоже мои фильмы смотрят.
Как вы относитесь к 3D и другим новым технологиям?
Технология примерно как новая машина. Хочешь путешествовать - садись в машину. Время от времени ты покупаешь всякие новые прибамбасы для машины. Но это машина тебе служит, а не ты машине. Я не слуга технологий. Если это не служит человечности, достоинству человека, то моё мнение - это кусок говна.
© Джордж Залаи