Тельма Шунмейкер поделилась секретами мастерства на примере классического фильма Мартина Скорсезе «Бешеный бык»
Признанный мастер монтажа и постоянная соратница Скорсезе на протяжени полувека, Тельма Шунмейкер выступила перед публикой на кинофестивале Трайбека в Нью-Йорке и дала несколько советов кинематографистам, исходя из наблюдений за работой над знаменитой картиной.
1. Доверяй своему эстетическому чутью
Шунмейкер много слов в своём выступлении посвятила тому влиянию, которое Майкл Пауэлл (крупнейший британский режиссёр и её ныне покойный муж) оказал на творчество Скорсезе. После того как были проведены пробные съёмки для «Бешеного быка» в цвете, Скорсезе и Пауэлл отсмотрели материал в монтажной. Пауэлл заметил, что красный цвет боксёрских перчаток смотрится неуместно. Скорсезе тут же согласился с ним, вспомнив, что, когда он сам в детстве смотрел боксёрские бои, они всегда транслировались в ч/б. Таким образом, было решено использовать чёрно-белое изображение, что выглядело на тот момент (фильм вышел в 1980 году) вопиюще несовременным.
2. Не позволяй правде жизни ограничивать выбор декораций
Шунмейкер рассказала, что Скорсезе заказал для съёмок два боксёрских ринга разного размера, чтобы лучше передать восприятие Джейка Ламотты. Многие сцены снимались на ринге стандартного размера, но в ключевой сцене боя с Шугар Рэем Робинсоном был использован ринг гораздо больших размеров, чтобы подчеркнуть величие момента.
3. Не позволяй правде жизни ограничивать свободу съёмки
В знаменитой сцене, где Джейк в какой-то момент теряет преимущество в бою с Шугар Рэем, несмотря на явное превосходство, показанное им до того на ринге, Скорсезе хотел зримо передать дезориентацию Ламотты и его неспособность осознать, что произошло. Для этого он поместил под объективом камеры открытое пламя, так чтобы в кадре были видны всполохи и раскалённый воздух искажал изображение. Он также наполнил всю арену дымом, чтобы придать пространству затуманенный, сбивающий столку вид.
4. Не позволяй пресловутой правде жизни ограничивать использование звука
Шунмейкер на все лады расхваливала талант Фреда Уорнера, ответственного за звуковые эффекты, в особенности отметив крайне необычные звуки, которые он использовал для усиления некоторых схваток. Она указала не только на звуки барабана, которыми Уорнер заменил удары, но и животные звуки, вставленные в ряд особенно ярких моментов боя. Например, в них можно явно расслышать конское фырканье и рёв слона, которые, однако, без подсказки легко сливаются для зрительского слуха с общей звуковой текстурой сцены.
5. Равняйся на образцы
Шунмейкер показала несколько сцен из картины Пауэлла и Прессбургера «Жизнь и смерть полковника Блимпа», которая сильно повлияла на Скорсезе. Особое внимание она уделила эпизоду подготовки к дуэли между Блимпом и немецким офицером. Приготовления к дуэли согласно правилам и предписаниям этикета показаны во всех подробностях, тогда как сама сцена дуэли дана очень кратко. Шунмейкер объяснила, что сцены, предшествующие главному матчу Джейка, бою за титул, поданы в том же ключе: Скорсезе интереснее было показать приготовления к бою, а не саму схватку.
6. Но не следуй за образцами слишком усердно
В «Полковнике Блимпе» показана жизнь героя на протяжении многих лет, и сюжет требовал появления полковника уже пожилым и располневшим. Пауэлл использовал дублёра в нескольких финальных сценах и советовал Скорсезе поступить так же там, где Ламотта должен быть показан спустя годы. Но Скорсезе и Де Ниро решили, что актёр наберёт вес и исполнит роль самостоятельно от начала и до конца. И это отлично сработало.
7. Снимай импровизацию на две камеры
Скорсезе в некоторых сценах позволял актёрам импровизировать, но всякий раз при этом использовал две камеры, чтобы снять импровизированный диалог полностью и застраховаться от проблем на монтаже. В одной сцене на кухне с Де Ниро и Пеши была возможность снимать только на одну камеру из-за размера комнаты. Несмотря на то что в итоге сцена удалась, Шунмейкер объяснила, что были трудности при монтаже из-за недостатка второго угла зрения.
8. Визуально сильные элементы, повторяясь от кадра к кадру, обеспечивают гладкий монтаж
Шунмейкер показала в замедлении мощный момент боя, когда Джек нокаутирует соперника. В этой сцене сотни фотовспышек освещают боксёров в нескольких кадрах. Шунмейкер показала, как монтируя кадры, освещённые вспышками, можно сделать склейки полностью незаметными.
Источник