Давно ничего не писал, но вчера вот захотелось пересмотреть этот фильм режиссера Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка (его полное имя еще сложнее), получивший в своей время "Оскара", как лучший фильм на иностранном языке. Нарочито помещенный в символичный 1984 год фильм повествует о сотрудниках "Штази", ведущих слежку за писателем Георгом Драйманом (Себастьян Кох). Несмотря на жизнь в тоталитарном государстве Драйман в целом лоялен к системе, и все бы ничего, но как часто это бывает причиной конфликта становится женщина. Видный министр Бруно Хемпф (Томас Тиме) положил глаз на девушку Драймана актрису Кристу-Марию Зиланд (Мартина Гедек) и хочет избавиться от конкурента. Драйман чуть ли не друг семьи Эрика Хоннекера и поэтому так просто от него не избавиться, надо на него что-то накопать и разоблачить как опасного врага народа. В доме писателя устанавливают прослушку, а вести дело дают капитану Герду Висслеру (Ульрих Мюэ). Наблюдая за парой капитан постепенно сомневается в политическом режиме и встает на сторону пары.
Жизнь в ГДР очень похожа на жизнь в "Догвилле".
Тема наблюдения в кино была раскрыта и ранее, например, в картинах "Окно во двор" Альфреда Хичкока и "Подглядывающий" Майкла Пауэлла. Многие киноведы/кинокритики/кинофилософы видят в этой теме что-то, что показывает нам одну из особенностей самой природы киноматографа. Так наблюдатель становится зрителем, наблюдаемые персонажами, а само дело собственно фильмом. Так в одной из сцен капитан Висслер встречает в баре Кристу-Марию и двусмысленно ей говорит, что он ее зритель. Ведь он видел и ее игру в театре, и наблюдает за ее домашней жизнью. Мне думается, что, получившая упреки от кинокритиков, трансформация Висслера из рядового агента "Штази" лояльного режиму в своеобразного Оскара Шиндлера для двух людей объясняется как раз сопереживанием зрителя героям. К тому же мы видим, как скучна жизнь самого Висслера, кроме его работы у него никого нет, так и хочется провести время с героями любимого сериала, которыми для агента становятся писатель и актриса. Мы видим как зритель прикладывает усилия для того, чтобы просматриваемый им фильм закончился счастливым концом.
Другой интересной темой картины являются секреты. Секреты и секретность повсюду и ни к чему хорошему они как правило ни приводят. Так в одной из начальных сцен сотрудники секретной службы "Штази" заставляют соседку Драймана, увидевшую установку прослушки молчать и не выдавать этот секрет, в следующей сцене теперь уже Драйман воспользовавшийся помощью этой же соседки завязать галстук говорит ей "это будет нашим маленьким секретом". У Кристы-Марии есть свой секрет, который она прячет от Драймана, а именно связь с министром. Драйман же скрывает от нее, что решил написать статью о самоубийствах. Криста-Мария опять же становится тайным информатором. Капитан Висслер секретно влияет на ход дела. Ну и все это происходит на фоне тотально секретной деятельности спецслужб. Ну а когда секреты раскрываются жизнь героев всегда приобретает разный поворот, будь то разжалование, самоубийство или даже падение Берлинской стены.
"Жизнь других" хоть и является немецким фильмом, на мой взгляд, он снят в голливудской манере. Это могло бы быть или сухое кино показывающее весь ужас тоталитарного режима, или же что-то кафкианское, но фон Доннерсмарк снял фильм в довольно классическом сентиментальном ключе, что в наше время довольно непростая задача, учивая, что большинство режиссеров прибегает к поиску нового киноязыка. Фон Доннерсмарк же опирается на классические приемы вроде саспенса, мелодраматичности, использования музыки, символов (печатная машинка сыграла просто великолепно), а самое главное сильной драматургии, наполненной самыми разными конфликтами и иронией. За что хочется простить фильму какие-то мелкие огрехи, о которых я даже не буду упоминать. Ну и концовка, которая одновременно является и не является тем самым немного ирочным голливудским хэппи-эндом действительно получилась выдающейся, которая ставит точку в необычных отношениях двух героев, которые так и не встретились за весь фильм лицом к лицу.
9 / 10