Чему режиссер должен научить актера-подростка на съемочной площадке

Aug 01, 2014 09:14





Режиссер Крис Коламбус («Один дома», «Миссис Даутфайр», «Гарри Поттер и философский камень», «Перси Джексон и повелитель молний») - о том, что должен сделать режиссер, чтобы его актер-подросток успешно справился со своей ролью.

Научить преодолевать потерю концентрации

Самая главная проблема актеров детского и подросткового возраста - это быстрая потеря концентрации. Детям и подросткам легче сыграть сцену с первого раза: Эмму Уотсон уже на съемках первого «Гарри Поттера» стали называть «Мисс Один дубль», потому что она почти каждую сцену отрабатывала идеально с первого дубля: во многом это объясняется именно тем, что ей, как ребенку, было легче сыграть сходу, а не подолгу входить в роль. То есть задача режиссера усложняется с каждой потерянной минутой съемки - ребенок постепенно устает и теряет концентрацию. Иногда это только на руку, так как можно снять ребенка в естественном для него состоянии и получить гениальную сцену, которую невозможно придумать нарочно.



Но на случай, когда нужно, чтобы актер именно сознательно «сыграл» и был предельно сконцентрирован, есть несколько упражнений и уловок, - например «Сломавшийся автомобиль».

«Сломавшийся автомобиль»

Недостаток концентрации может восполнить энергичность, которую легко добиться, попросив ребенка представить себе сломавшийся автомобиль, который необходимо сдвинуть с места. Ребенок, вовлеченный в эту выдуманную сцену, во-первых, сможет сконцентрировать свое внимание, которое затем режиссеру потребуется направить в нужное русло, а во-вторых - эта игра даст время на передышку.

Научить наблюдать за другими актерами

Наблюдать за игрой других актером, особенно взрослых, полезно не только потому, что так ребенок получает дополнительный урок актерского мастерства, но также и потому, что он ставит себя на место зрителя: начинает лучше осознавать, что необходимо сделать в кадре, чтобы аудитория тебя поняла. Также важен и обратный процесс. В театре у актера есть зритель, реакция которого может стать надежным ориентиром. В кино актер играет только перед камерой, поэтому ребенку и подростку бывает сложно показать какую-то эмоцию: камера же - это всего лишь машина. Поэтому, если во время съемок той или иной сцены за актером-ребенком будет следить кто-то еще, помимо режиссера, он сможет ориентироваться на эмоции этого человека как на эмоции своего потенциального зрителя, живее представлять аудиторию.

Также понаблюдать за другими актерами детьми поможет упражнение «Собака и кости».

«Собака и кости»

Один ребенок сидит завязанными в центре круга рядом с «костью» и охраняет ее. Дети, которые его окружают, должны украсть кость, но могут сделать это по одному - начинает тот, на кого указывает режиссер. Ребенок должен двигаться как можно бесшумнее, так как, если охраняющий с завязанными глазами его услышит и укажет в его сторону пальцем, «операцию» по краже начинает новый участник. Если ребенок будет внимателен к действиям другого участника, то он сможет избежать его ошибок и успешно украсть «кость».

Научить показывать - но не говорить

Начинающему ребенку-актеру гораздо проще рассказать историю словами, поэтому его приходится учить именно «показывать». Для этого я прибегаю к серии вопросов. Как бы ты показал, что снег холодный? Что нужно сделать, чтобы я как зритель понял, что это твой отец? Как сделать так, чтобы мы поверили, что у тебя поранен палец, и посочувствовали тебе? У тебя в руке стакан, но мы его не видим. Как ты убедишь нас, что он действительно у тебя в руке?

Убедить, что съемочная площадка - это корабль

Дети и подростки часто бывают эгоистичны, сконцентрированы только на себе и забывают о своих партнерах по сцене. Поэтому, чтобы сплотить детскую команду актеров и преодолеть эгоизм, мне приходится в беседе с ними прибегать к метафоре и говорить, что «съемочная площадка - это корабль», где от нашей общей работы зависит, поплывем ли мы дальше или утонем. У каждого на этом корабле есть свои обязанности, и каждый тесно связан с другими членами команды, пока съемки не закончатся. Сплотить команду, научиться играть вместе, в паре помогут упражнения наподобие «Заморозки».

«Заморозка»

Два актера разыгрывают импровизационную сцену. Кто-то третий словом «Замереть» «замораживает» их и заменяет одного из двух актеров. После «разморозки» он начинает импровизировать вместе с одним из пары, пока кто-то опять не останавливает их. Упражнение дает возможность развить талант импровизации и научиться быстро останавливаться и переходить от одной сцены к другой, тренируя концентрацию внимания. Также «Заморозка» помогает научиться играть именно в паре и не с одним партнером, а с несколькими, легко переключаясь с одного на другого и быстро находить взаимопонимание.

Помочь изучить характер своего героя, не оценивая его

Даже взрослым актерам часто приходится объяснять, почему их герой поступил так, а не иначе, и с детьми также необходимо проводить такую разъяснительную беседу. Но тут есть важный момент: ребенку ни в коем случае не надо давать оценочных суждений относительно характера и действий его героя, только подробно объяснить, что от него хотят получить в конкретной сцене. Дети и подростки склонны горячо осуждать или одобрять, и любая моральная оценка может повлиять на то, как они будут играть.

режиссер постановщик

Previous post Next post
Up