В этом году свое 10-летие отметили «Смешарики». Пожалуй, самый известный русский мультсериал, "Смешары", как их называют в анимационном сообществе, стали символом становления в России индустриальной анимации, и уже теперь по проторенному этим сериалом пути идут многие другие анимационные проекты. О том, как все начиналось и продолжалось, рассказал продюсер «Смешариков» Илья Попов - специально для
kino-teatr.ru
Помнится, когда «Смешарики» только появились, и в анимационном сообществе, и просто в образованных кругах модно было их ругать. Но потом, в какой-то момент отношение изменилось, и сейчас у «Смешариков» хорошая репутация. Ты помнишь, когда произошел этот перелом?
Думаю, примерно в 2006-2007-м году. Прохоров (Анатолий Прохоров - художественный руководитель проекта. - М. Т.) именно так и прогнозировал, что сначала проект будут ругать, потом хвалить. Но, знаешь, для нас это было не так уж важно. Мы не стремились делать фестивальный проект и за хорошей критикой не гнались.
Ну, тебе-то легко говорить. Ты - бизнесмен, с тебя и спроса нет. А вот мужеством Прохорова можно только восхититься. Ему сильно доставалось: он же интеллектуал, культуролог, а тут вдруг «Смешарики»…
Если бы не Прохоров, то, наверное, «Смешарики» и стали бы тем, за что их изначально принимали. Чем-то вроде «Лунтика». Второго дна, аллегорий, интеллектуального юмора - всего этого бы не было. Как раз Прохоров сначала вместе с Лебедевым, а потом с другими сценаристами, добивался, чтобы «Смешарики» были более умными и взрослыми.
А как вообще начинались «Смешарики»?
У нас была компания, которая занималась разработкой компьютерных игр. Мы сделали около 400 игр, и уже хотелось сделать какой-нибудь большой проект. А мы все, конечно же, любили мультфильмы. И однажды, когда мы делали компьютерную игру про кондитерскую фабрику, то Маша Колесникова нарисовала эскизы забавных круглых персонажей.
Нам они показались интересными. Салават Шайхинуров, который стал потом арт-директором проекта «Смешарики», доработал эти эскизы. Потом по рекомендации Константина Бронзита, мы предложили Анатолию Прохорову стать художественным руководителем проекта. И тогда же, почти сразу появились режиссер Денис Чернов, сценарист Алексей Лебедев, детский писатель Игорь Шевчук, композиторы Мария Ланда и Сергей Васильев, аниматор Алексей Минченок, звукорежиссер Игорь Яковель и директор производства Надежда Кузнецова. С тех пор команда, конечно, сильно разрослась. Но почти все, кто стоял у истоков проекта, по-прежнему на нем работают.
Помнишь какое-нибудь знаковое событие, после которого ты почувствовал «ура! получилось! это успех»!
Наверное, таких моментов было несколько. Сначала - когда после долгих мучительных обсуждений персонажей и стилистики стала собираться первая серия - «Скамейка». Когда у тебя на глазах рождается новый продукт - это вызывает очень позитивные ощущения. Потом - первый выход на телеканале, первая книга, открытие сайта. У меня это чувство возникает каждый раз, когда открывается какое-нибудь новое направление.
Не уверена, что я именно об этом чувстве спрашивала. Скорее об ощущении успеха, победы… Может, в момент вручения Госпремии, или при виде детей, радостно приветствующих ростовую куклу Кроша…
Знаешь, у меня есть такая психологическая особенность: когда что-то удается, и все вокруг радуются, я сам этот успех редко принимаю на свой счет. Грубо говоря, я не сильно умею радоваться победам.
Значит, вернемся к радости от открытия новых направлений… Ради нее ты сам занялся производством сопутствующих товаров - игрушек, пазлов - вместо того, чтобы продать лицензию?
Вообще-то, мы изначально не собирались ничего производить сами. Но когда мы вели переговоры с лицензиатами, то не смогли с ними договориться о нормальных условиях. Мы же были пионерами, успешных русских мульт-сериалов до этого не было, и лицензиаты не верили, что проект может быть большим и долгосрочным. А поверить должны были не только они, но еще и магазины. Поэтому мы действительно начали сами производить и продавать некоторую продукцию. Хотели привлечь внимание торговых сетей и расшевелить лицензиатов. Но начать какое-то дело иногда проще, чем закончить. И в каком-то формате торговое направление существует у нас до сих пор. Оно не является приоритетным и последние несколько лет мы планомерно его сокращаем.
Торговля - это совершенно другой бизнес. Как и с любым бизнесом, нужно в ней разбираться, понимать ее, любить. Для меня же торговля - это точно не любимое дело.
А какое любимое?
Создавать новые миры, персонажей, проекты… Ощущение причастности к этому бесспорно доставляет мне эмоциональное удовольствие. Если же брать более широко, мне нравится делать то, что в России считается невозможным.
Делать невозможное? Отлично звучит.
Только не такое невозможное, которое невозможно никогда и нигде в мире. У меня как раз нет амбиций совершать мировые открытия. Наш приоритет - именно российский рынок. Если на Западе что-то получилось, то почему нельзя повторить этот успех у нас?
А как же экспансия нашей анимации на зарубежные рынки? Это ведь тоже из сферы невозможного…
Да. Поэтому зарубежными продажами мы тоже занимаемся.
Много стран уже удалось охватить?
На данный момент так или иначе «Смешарики» присутствуют, наверное, в 60-70 странах. Последнюю сделку мы заключили сразу на 16 стран арабского региона. Но вообще, я в какой-то момент уже перестал считать.
Насколько сериал успешен за рубежом?
По-разному. Например, в Польше, в Венгрии, где нас показывает Nickelodeon, «Смешарики» имеют очень хорошие рейтинги и опережают многие собственно Nickelodeon’овские проекты. В Португалии были хорошие результаты. В Китае.
Очень много зависит от телеканала: устраивает ли канал сериалу промоушн, в какое время его ставит. Показывает ли одноразово готовый сезон или, как Nickelodeon, делает постоянную ротацию старых и новых серий, обеспечивая постоянное присутствие сериала.
Вообще, продвигать российские сериалы непросто хотя бы из-за их маленького объема. За рубежом принято все собирать в получасовые блоки, так что даже наших 240 серий хватает всего месяца на три, если ставить каждый день в будни. А к тому же у некоторых стран есть свои требования к содержанию. Например, когда мы экспортировали «Смешариков» в Германию, по оценкам редакторов канала, у нас проходило порядка 30%. В США прошло побольше - 60%. Но все равно, если из небольшого сериала 40% отсеивается, то остается совсем мало. И ты понимаешь: чтобы укрепиться на американском рынке, нужно делать новый сериал специально под Америку.
Что именно не нравится немецким или американским ТВ-редакторам?
Есть множество вещей, которые у нас смотрятся нормально, а за рубежом выглядят дико. Редакторы находят какие-нибудь намеки на расовые проблемы - хотя, как ты понимаешь, никаких расовых проблем мы не затрагиваем. Или еще что-нибудь неполиткорректное усматривают. Например, когда у нас Копатыч обжирается медом, или когда Лосяш в серии «Бабочка» вдруг начинает считать себя бабочкой… Такие моменты могут смущать зарубежных ТВ-редакторов.
Нууу… у нас они тоже вызывают иногда реакцию. Например, многие считают, что в серии «Бабочка» речь идет о смене ориентации…
А в серии «Горы и конфеты» - о проституции.
Так вы вкладываете такие подтексты или нет?
Это мы оставим за скобками. (Смеется) Если же серьезно… В том ведь и заключается концепция сериала: фильмы для детей, которые были бы интересны взрослым тоже… Детям посмеяться, взрослым - задуматься о чем-то. В любом случае, даже если какие-то специфические темы присутствуют, это никогда не прямой текст, а иносказание, басня…
Хорошо, с зарубежными продажами все понятно. А как в стране дела обстоят? Вот лет 6-7 назад, помнится, ты говорил, что анимация у нас практически не зарабатывает на продажах DVD, например. Что-то изменилось с тех пор?
В какой-то момент - года 3-4 назад - ситуация улучшилась. Стало возможно окупать затраты на одну серию примерно за 3,5-4 года, а это нормальные инвестиционные рамки. Но не успели мы порадоваться, как рынок DVD начал стремительно рушиться. И сегодня мы опять вернулись к ситуации 6-летней давности. Сейчас, чтобы окупить серию понадобилось бы 10 лет, а это уже слишком много. К тому же рынок продолжает обваливаться, поэтому может и 10 лет не хватить.
Конечно, параллельно бурно развивается Интернет. И доходы от размещения в Интернете ежегодно увеличиваются в разы. Но так как они растут «с нуля», то в реальных деньгах получаются все равно мизерные суммы. Возможно, лет через 5-7 вся цифровая дистрибуция сравняется с тем уровнем хоум-видео, который был 3-4 года назад.
А что с ТВ? Они тоже по-прежнему платят скромные деньги?
Телевидение в последние годы подросло за счет рекламы и прочих доходов. И даже если речь идет о скромных деньгах, то все равно эти суммы заведомо выше, чем 5 или 10 лет назад.
Помнится, мне называли страшную цифру: 300 долларов за час…
Нет, 300-500 долларов за час - это средняя цифра для региональных каналов. И она никак не изменилась. Даже в некоторых случаях она может до 100-200 долларов опускаться. Это символическая сумма, то есть проект отдается, считай, бесплатно. Средне-нормальные цены на права существенно выше. Но даже если считать, что права стоили бы, положим, 60 тыс. долларов за час, то производство стоит 5-15 тыс. долларов за минуту. То есть производителям удается вернуть максимум 20%, а обычно даже меньше.
Другое дело, если ТВ-канал участвует в софинансировании проекта. Но в России пока такого опыта с анимацией нет. Сейчас только-только начинаются какие-то осторожные эксперименты. По меньшей мере, у некоторых ТВ-каналов есть готовность к переговорам на эту тему.
Ты обмолвился в начале нашего разговора, что сам любишь мультики. Есть какие-нибудь фавориты среди сериалов - наших или зарубежных?
Мне приходится смотреть очень много сериалов и фильмов, но у меня уже испорченное восприятие. Конечно, я иногда получаю удовольствие, но в основном я скорее оцениваю, как это сделано. В свое время очень интересно было смотреть «Губку Боба». Многие ведь этот сериал ругают, говорят, что он зомбирует детей. А при этом у него колоссальный мировой успех, и он много раз становился «лицензией №1» в мире. Мне было интересно понять феномен «Губки Боба». И чем больше я вникал, тем больше убеждался, что проект действительно гениально сделан. Я не говорю о художественной стороне, поскольку мне бы не хотелось вдаваться в культуроведческие споры. Но в целом проект придуман очень интересно. А из последних сериалов… «Время приключений», пожалуй, был для меня открытием.
Но вообще, знаешь, я не телезритель. В кино люблю ходить, а телик вообще не смотрю.
Хорошо, тогда давай отвлечемся от сериала и поговорим про полный метр. Считаешь ли ты «Смешарики. Начало» удачным опытом? Сборы, помнится, были не «богатырские»…
Не «богатырские», да. Конечно, я скорее недоволен тем, как проект вышел и как он собрал. Особенно, если сравнивать с «Богатырями», а нас сравнивали, поскольку мы выходили в одно время. Но нужно помнить, что у «Богатырей» это была четвертая часть, а у нас первая.
Зато у вас за спиной был успешный сериал…
Для кинотеатров это не аргумент.
При чем здесь кинотеатры?
Люди же обычно не идут в кино именно на «Смешариков». Они держат в голове 2-3 фильма, на которые они готовы пойти всей семьей, и приходят в кинотеатр в удобное для себя время. Если «Смешариков» в этот момент нет, то они пойдут на «Богатырей» или еще на что-то. Когда кинотеатр планирует расстановку сеансов, то самое выгодное время получают гарантированно успешные фильмы, а «Смешарики» - это неоднозначно. Я думаю, что кассу, которую мы недособрали, мы недособрали во многом именно из-за такой позиции кинотеатров. Потому что зрителям фильм в целом понравился.
Мы делали большие фокус-группы в разных городах и вместе с Movie Research проводили большой опрос по экзит-пулам (то есть на выходе из кинотеатров). Реакция в целом на фильм была очень положительной. Порядка 87% говорили, что остались довольны. И большинство были «готовы рекомендовать фильм своим друзьям и знакомым». Если сопоставлять эти опросы с такими же опросами по другим фильмам, наши позиции были очень хорошими. В общем, да, мы недособрали. Но не потому, что у нас плохой фильм…
Это я даже не обсуждаю: «Смешарики. Начало» - прекрасный фильм. Насколько я знаю, вы начали второй полный метр, да?
Да. То, что мы сейчас снимаем, намного выше по уровню, чем первый фильм. Не хочу прежде времени делать радужные прогнозы, но даже по сценарной проработке эта история куда более насыщена и интересна, чем первая.
Можешь рассказать, какие проекты еще у тебя в планах? Я так понимаю, ты теперь не только «Смешариками» занимаешься?
Я бы хотел уточнить одну вещь относительно моей роли и в «Смешариках», и в других проектах. Я никогда не был, и не приписываю этого себе, ключевым автором или таким продюсером, который интенсивно участвует в разработке проекта. Я занят скорее не содержательной частью, а правильной упаковкой и дальнейшей коммерциализацией. И для этих целей была сформирована некоторое время назад компания «Рикки-груп», которую я возглавляю и развиваю.
Поэтому сейчас нам интересно выбирать проекты, где есть уже сложившиеся команды и лидеры, способные эти проекты вести. А «Рикки-груп» помогает этим командам привлекать ресурсы для производства, а затем делать проект успешным. И в этом качестве мы строим взаимоотношения со многими российскими проектами: участвуем в них и как соинвесторы, и как сопродюсеры, и как компания, которая управляет правами. Например, мы делаем совместный проект с «Базелевсом» - по «Алисе» Кира Булычева. И этот проект готов уже к тому, чтобы в конце года выходить в эфир. Совместно со студией «Аэроплан» мы планируем выпускать совместно «Мультконцерт». Активно работаем со студией ToonBox.
Кажется, был еще проект под названием «Маго»: о нем давно поговаривают. Когда его можно будет увидеть?
Да, мы взялись за сложную тему - проект для девочек-подростков. «Маго» находится в разработке уже больше двух лет, мы потратили куда больше ресурсов, чем планировали, и чем дальше мы в этот проект углубляемся, тем больше понимаем, насколько сложная это аудитория.
В результате сейчас мы разрабатываем сразу три направления в рамках проекта. Первое - это игровое кино, второе - анимированный комикс для Интернета, а третье - полноценный анимационный сериал. Все эти эксперименты мы планируем завершить к началу следующего года, а после этого уже будем делать фокус-группы и окончательно определяться, в каком направлении развивать проект дальше.