В мире кино любовные и брачные союзы между актрисой режиссёром,
предоставляющем ей главные роли в своих фильмах, явление нередкое, а
наоборот очень распространённое. Рассмотрим несколько ярких примеров
таких союзов в отечественном кино.
Любовь Орлова и Григорий Александров
Любовь Орлова и Григорий Александров одни из самых великих деятелей
Советского и мирового кинематографа 20 века. Их творческий и семейный
союз длился более 40 лет.
Свой первый самостоятельный фильм "Весёлые ребята" Александров задумал
снимать в 1933 году. Но Александров долго не мог найти актрису на роль
героини. Наконец ему посоветовали посмотреть в Музыкальном театре
спектакль с участием Любови Орловой в главной роли. Григорию Васильевичу
актриса сразу понравилась, и вскоре он утвердил Орлову на роль Анюты.
"Весёлые ребята" вышли на экраны в 1934 году.
Александрова за фильм наградили орденом Красной Звезды. И женился
Александров на Орловой уже победителем. Затем были совместные работы:
"Цирк"(1936), "Волга-Волга"(1938), "Светлый путь"(1940), Боевой
киносборник №4(1941), "Одна семья"(1943), "Весна"(1947), "Встреча на
Эльбе"(1949), "Композитор Глинка"(1952), "Русский сувенир"(1960) и
"Скворец и лира"(1974). Режиссёр не снял ни одного фильма без участия
своей супруги.
Александров и Орлова прожили вместе вплоть до самой кончины актрисы в 1975 году.
"Цирк"
"Волга-Волга"
Марина Ладынина и Иван Пырьев.
В 1934 году на съёмках фильма "Вражьи тропы" 26-летняя Марина Ладынина
познакомилась с 33-летним кинорежиссёром Иваном Пырьевым. Вскоре между
ними вспыхнуло внезапное чувство, затем они поженились. Через год в их
семье появился сын Андрей. Творческий союз Ладынина - Пырьев был одним
из самых успешных в советском кино. Пырьев нашел тип фильма,
идеологически безупречный и надежный и плюс к тому, полюбившийся
массовому зрителю. Пырьевский народный фильм (о народе и для народа) -
лирическая музыкальная комедия, по существу киносказка о борьбе добра со
злом, о стремлении героев к счастью, с неизменным финалом в виде
свадебного пира. Замечательные песни, которые на завтра пела вся страна,
мажорные трудовые сцены, комические интермедии, лирическая стихия без
края. И в центре светловолосая, голубоглазая, миловидная Марина Ладынина
- главная актриса, муза, жена Пырьева.
"Трактористы"
"Свинарка и пастух"
"В шесть часов вечера после войны"
"Кубанские казаки"
Ладынина стала Лауреатом пяти Государственных премий СССР (1941, за
роль Марьяны Бажан в фильме "Трактористы"; 1942, за роль Глаши Новиковой
в фильме "Свинарка и пастух"; 1946, за роль Вари Панковой в фильме "В
шесть часов вечера после войны"; 1948, за роль Наташи Малининой в фильме
"Сказание о земле Сибирской"; 1951, за роль Галины Пересветовой в
фильме "Кубанские казаки"). В 1950 году после выхода "Кубанских казаков"
Ладыниной было присвоено звание Народной артистки СССР.
В 1954 году выходит на экраны фильм "Испытание верности", после
которого брак Ладыниной и Пырьева внезапно распадается. Этот развод
ставит крест на карьере актрисы, после 1954 года она не снялась ни в
одном фильме. Собственно, руку к этому запрету приложил сам Пырьев. В то
время он был самой влиятельной фигурой в отечественном кинематографе -
заведовал "Мосфильмом", был председателем оргкомитета Союза советских
кинематографистов, был заместителем председателя Большого
художественного совета Министерства кинематографии СССР, неоднократно
избирался депутатом в Верховный Совет СССР.
Инна Чурикова и Глеб Панфилов
Глеб Панфилов снял всего десять картин. И лишь в одной из них не
снималась его супруга Инна Чурикова. Но на этом фильме - "Романовы.
Венценосная семья", Инна Михайловна работала как один из сценаристов.
Начинала Чурикова свою кинокарьеру как актриса эпизода. Режиссёры
предпочитали снимать её в гротескных "несерьёзных" ролях. Однако судьбу
актрисы в корне изменила встреча с режиссером Глебом Панфиловым,
впоследствии ставшим мужем Инны Чуриковой. Ее незаурядный драматический
талант ярко раскрылся в фильме Панфилова «В огне брода нет», в которой
актриса исполнила главную роль художницы-самородка.
В 1970 году картина была удостоена первой премии на кинофестивале в
Локарно - «Золотого леопарда». И в том же году на экраны страны выходит
фильм «Начало», где Чурикова играет одновременно и актрису, снимающуюся в
роли Орлеанской Девы, и наивную провинциалку Пашу Строганову,
приехавшую в Москву «учиться на артистку».
Фильм принес Чуриковой и Панфилову мировую известность, и за эту роль
Чурикова по опросу 1971 года журнала «Советский экран» была признана
лучшей актрисой года. Новым достижением творческого союза
Чурикова-Панфилов стал фильм «Васса» (1983) по роману Максима Горького
«Васса Железнова».
"Васса"
Наталья Белохвостикова и Владимир Наумов
Со своим супругом и, по совместительству, кинорежиссером Владимиром
Наумовым Актриса познакомилась в Шерементьеве. Она как раз летела в
Югославию на фестиваль с фильмом «У озера». Он же вез свою ленту «Бег».
Наталью и Владимира представили друг другу. По возвращению с
кинофестиваля актриса и кинорежиссер начали встречаться, а чуть позже
поженились.
Лучшие роли Наталья Белохвостиковой связаны с работами режиссера
Наумова, её мужа - Неле в «Легенде о Тиле», Мари и Натали в
«Тегеране-43», Лена в картине «Десять лет без права переписки», Эмма в
«Береге». Звездный час актрисы наступил после съемок фильма
«Тегеран-43».
"Легенда о Тиле"
"Тегеран - 43"
Кстати, на эту роль эмоционально отреагировал острый на язык Валентин Гафт. Он сочинил эпиграмму.
Вы в «Тегеране-43»
Одна блистали, Натали.
Что там разведчики, шпионы,
Премьеры, президенты и вожди.
Парили Вы! - хоть без короны
И без таланта, Натали.
Вера Алентова и Владимир Меньшов
Народная артистка России Вера Алентова сорвала свой джекпот еще
студенткой Школы-студии МХАТа, когда на трамвае (на такси не было денег)
отправилась в загс с однокурсником Володей Меньшовым. Педагоги
недоумевали и даже пытались удержать Веру от этого безрассудного шага.
Студент Меньшов, по мнению большинства педагогов, был бесперспективен.
Сниматься в кино Вера Алентова стала с 1965 года, но примечательной
стала главная роль в телесериале «Такая короткая долгая жизнь».
Спустя годы творческий тандем Меньшова - Алентовой наконец состоялся: в
фильме мужа «Москва слезам не верит» Алентова блестяще сыграла главную
роль, а Меньшов прославился профессиональной режиссурой.
Его второй по счету фильм заслужил признание не только в Советском
Союзе, но и получил премию «Оскар». Вера Алентова получила приз
«Сан-Мишель» за лучшее исполнение женской роли на кинофестивале в
Брюсселе.
В 1995 году Владимир Меньшов решил раскрыть в полной мере талант своей
жены и снял комедию «Ширли-мырли». Не смотря на всенародную любовь
зрителей, у Веры Алентовой не так уж много ролей в кино. Тем не менее,
все они запоминающиеся и яркие. В 2000 году Вера Алентова снова сыграла в
фильме своего мужа «Зависть богов».
Андрей Кончаловский
Наверное, это самая сложная часть поста, ввиду многочисленных романов
мэтра российского кинематографа почти со всеми известными актрисами на
съёмочной площадке своих фильмов, а также вне её. Поэтому вкратце лишь
самые значимые моменты его личной и творческой биографии.
"Первый учитель"
Свой первый фильм "Первый учитель" Кончаловский снимал с молодой
актрисой из Казахстана Натальей Аринбасаровой. Андрей женился на
Наталье Аринбасаровой, которой предложил руку и сердце во время съемок
ленты. Она стала второй по счёту его женой. В 1966 году у пары родился
сын Егор Кончаловский.
В 1974 году на экраны вышел фильм Кончаловского "Романс о влюбленных".
Героиню сыграла Елена Коренева. Эта маленькая хрупкая девушка сразу понравилась режиссеру.
"Есть черты лица, которые для меня сразу родные. Коротконосая,
широкоскулая, широкоглазая, рыжая, веснушчатая. Коренева пошла работать
в театр, все время "Романса" они жили вместе.
Как режиссер он требовал от нее многого: танцевать, петь, говорить
стихами, жить на пределе чувства. Это была ее звездная роль. Вместе они
посетили Карловы Вары, Берлин, - Лену всюду оформляли как гражданскую
жену Кончаловского. Они были вместе почти три года. Ещё раз он снял её в
своём фильме "Сибириада".
Это был последний фильм, снятый им на родине. Вскоре начался зарубежный
период его творчества, длившийся около десяти лет, сопровождающийся
многочисленными романами со звёздами мирового кино, ему сопутствующими.
А знакомство со своей нынешней женой Юлией Высоцкой на фестивале "Кинотавр" давно уже стало притчей во языцех.
В 1999 году у Андрея и Юлии родилась дочь Мария, а в 2003 году - сын Петр.
Злые языки утверждали, что если бы не Андрей Кончаловский, то у Юлии Высоцкой в кино не было бы никаких шансов.
После рождения сына Юлия Высоцкая окончила Лондонскую академию
музыкального и драматического искусства, а в 2002 году сыграла в кино
роль, принесшую ей первую популярность. Речь идет о драме Андрея
Кончаловского «Дом дураков».
Работа Юлии Высоцкой была высоко оценена. На XIII кинофестивале «Женщина
в кино» она стала обладателем Приза «Серебряная подкова» за «самую
отчаянную роль». Не случайно сегодня актриса называет эту роль в числе
своих самых любимых.
Вслед за «Домом дураков» Юлия Высоцкая вновь снялась в картине своего
мужа - исторической драме «Лев зимой». В этом фильме были задействованы
такие известные актеры, как: Патрик Стюарт , Глен Клоуз и другие. В 2007
на экраны вышел нашумевший фильм "Глянец" с Юлией Высоцкой в главной
роли, снятый по её же одноимённой книге.