Какими качествами должен обладать хороший комедийный актер, с каким ритмом и интонацией стоит произносить шутку,
и как режиссеру раскрыть комедийный потенциал актера - в интервью Михаила Галустяна
CINEMOTION. CINEMOTION: Как Вы считаете, меняется ли юмор со временем, отличается ли он сегодня от юмора прошлых лет?
Михаил Галустян: В принципе, ничем не отличается.
По результатам наших исследований в фокус-группах, люди по-прежнему
смеются над тем, как кто-то падает, поскользнувшись на банановой кожуре,
или над тем, как человек, прощаясь с друзьями, ударяется головой об
трубу. Ничего не поменялось - чужие неудачи всегда вызывают смех. Это
юмор «животный». Но зритель по-прежнему любит и словесный, «текстовой»
юмор. Сам же я фанат ситуационного юмора. Мне нравится, когда можно
придумать ситуацию и за 15 минут «разогнать» ее так, что остается только
записывать. Как пример - одна из моих сценок в КВН про вышибалу в
библиотеке. Это изначально абсурдная ситуация - герой в не подходящих
ему обстоятельствах. Если собрать воедино «животный», «текстовой» и
ситуационный юмор, создать драматургический стержень, то должен
получиться настоящий шедевр.
C: Какого комедийного героя, на Ваш взгляд, хочет видеть в кино современный зритель?
МГ: Наверное, это не один персонаж, а парочка
героев-недотеп, как в комедии «Тупой и еще тупее». Зритель должен видеть
в кино тех, кого он видит в своей обычной жизни. Если он во время
просмотра думает «У меня сосед такой же!», значит, персонаж удался.
Герои из скетчкома «Наша Russia» популярны потому, что зритель видит
похожих людей сплошь и рядом на улице. С женскими персонажами все
намного сложнее. Девушки либо не должны шутить вовсе, либо должны шутить
по-другому. Если главные герои комедии - две девчонки, то вполне
вероятно, что на выходе получится приторная и несмешная история.
C: Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать хороший комедийный актер?
МГ: Могу сказать, что необязательно быть комедийным
актером, чтобы сниматься в комедиях. Например, можно поместить Николая
Валуева в смешные обстоятельства, и он, совершенно не играя, сможет
сделать очень сильную комедийную сцену.
В Америке, если продюсеру нужен забавный толстяк, он скорее пригласит
человека с улицы, чем позовет профессионального актера, которому
потребуется сделать сложный грим. В Америке ищут человека, чтобы он не
играл, а жил на экране. Они идут по легкому пути: лучше найти
непрофессионала и научить его актерскому мастерству, чем заставлять
состоявшегося актера, скажем, менять внешность. Мы действовали по той же
схеме, подбирая актеров в наш проект - комедию «Билет на Vega$».
C: Как тогда определить комедийный потенциал актера?
МГ: Здесь важно не определить, а развить. Задача
режиссера - не навязывать актеру свою точку зрения. Режиссер должен
сделать так, чтобы актер считал, что это он придумал шутку. Тогда на
него это мысль действует просто магически. Совершенно другая ситуация,
когда актер видит, что режиссер на него давит, заставляет произносить
заранее написанный текст. В этом случае актер считает себя просто
инструментом. Кино - это командная работа. Конечно, если у вас два
актера играют одну сцену, в которой нет спецэффектов и экшена, а просто
идет минутный диалог, который нужно хорошо сыграть, то все зависит от
актеров. В остальных случаях большая ответственность лежит на режиссере.
C: Насколько важно то, с каким ритмом и интонацией актер произносит шутку? Ведь любую шутку можно испортить неправильной подачей?
МГ: Тут многое зависит от аудитории, перед которой выступаешь.
Если на выступлении камерная обстановка, ты сидишь в кругу друзей,
за столом, можно рассказывать спокойно, здесь каждый акцент,
каждый взгляд будет важен. Другое дело, когда выступаешь на корпоративе,
на котором шумно и весело, нужно говорить громко, быстро, лаконично,
чтобы максимально заинтересовать зрителя.
C: А что на, Ваш взгляд важнее: харизма актера или хорошо прописанная шутка?
МГ: Конечно, харизма может спасти положение, но, мне кажется,
зрителю очень нравится ситуационный юмор. Если харизматичный
актер в определенной ситуации сказал уместную текстовую шутку - это
идеальный вариант, потому что сработают сразу три важных элемента. Если
вы уберете хоть один из них, шутка «просядет». Кроме того, шутка не
должна быть длинной. Когда кто-то только начинает рассказывать анекдот
про старика, который поймал золотую рыбку, мы всегда заранее знаем, что
вся соль будет в третьем желании. Механизм шутки известен, достаточно
сразу рассказать конец. Поэтому мой совет - не затягивайте шутку! И об
актуальности: юмор - очень скоропортящийся продукт. Скажем, сегодня уже
никому не интересны шутки про Сергея Зверева. Шутка должна быть
современной.
C: Как вы оцениваете актерский потенциал игроков в КВН? Как игроку в КВН перестроиться для съемок в кино?
МГ: Это очень сложно. Я понимаю, что не смогу
сыграть серьезную роль. Я играю только тех героев, которых сам
придумываю. У КВНщиков нет того тренинга, который есть у
профессиональных актеров. КВНщик играет на последний ряд. Если рядом с
ним стоит человек, он к нему обращается через зал. Когда после КВН я
стал сниматься в «Нашей Russia», меня режиссер все время успокаивал, до
тех пор, пока я не научился разговаривать «в тон». В то же время, что
касается создания сценариев для комедий, то в этой нише, конечно,
беспрецедентные лидеры - это игроки в КВН, которых очень много в
творческом пространстве.