Создатель скетчкома «Наша Russia», продюсер, сценарист и ведущий stand-up шоу Comedy Сlub Гарик Мартиросян в интервью CINEMOTION рассказал о двух видах импровизации, о том, почему все комедии в России получаются «черными» и о том, как избежать творческого кризиса.
CINEMOTION: Как рождается шутка? И можно ли просчитать реакцию аудитории на нее?
Гарик Мартиросян: Есть определенные интуитивные механизмы, которые позволяют опытному человеку заранее предугадать настроение зала, хотя это неэффективный и не очень честный путь. В Comedy Сlub есть внутренняя установка делать такие монологи-шутки-пьесы-песни, которые будут, прежде всего, интересны тебе самому, а уже потом всем остальным.
C: В Америке говорят, чтобы комедию смотрели люди во всем мире, она должна быть универсальной. Какой, на Ваш взгляд, критерий универсального юмора? Какие темы, персонажи?
ГМ: Если честно, я не поклонник «универсального» юмора. Мне гораздо приятнее смотреть фильмы Саши Барона Коэна, довольно нетрадиционного, если не сказать маргинального комика. Эксперименты в комедии мне нравятся больше, чем «универсальный» юмор.
C: Насколько важна самоцензура в комедийных шоу, в частности Comedy Club и «Наша Russia»? Есть ли, на Ваш взгляд, темы, которых лучше не касаться?
ГМ: Самоцензура очень важна. Я сейчас говорю не о той цензуре, когда нельзя шутить про политиков и власть. Для комика самая главная цензура - это придумывать и говорить только смешные шутки. В Comedy Сlub - эта планка очень высока, и мы стараемся ее удерживать. Проще говоря, несмешные шутки мы к эфиру никогда не допускали и не допускаем. Что касается запретных тем, то естественно мы избегаем шуток про религию, войны, беды, то, что может ранить зрителей, вывести их из психоэмоционального равновесия.
C: При этом некоторые скетчи «Нашей Russia» довольно мрачные.... С чем это связано?
ГМ: Какая бы комедия ни снималась в России, она получается «черной». Не думайте, что мы прожженные циники и намеренно снимаем «Нашу Russia» резко и жестко. Причина в том, что современные реалии настолько жестокие, что скетчи и фильмы невольно получаются такими же. Авторами большинства комедийных проектов и сериалов сегодня выступают бывшие игроки КВН.
C: Какое, на Ваш взгляд, у них преимущество перед другими сценаристами и каковы их слабые стороны?
ГМ: В КВН можно научиться абсолютно всему, если захотеть. После него можно выйти готовым телевизионщиком, даже не имея специального образования. Зачастую эта своеобразная «квновская самодеятельность» помогает реализоваться лучше, чем специальное сценарное или актерское образование.
C: Далеко не все режиссеры могут снимать комедии. Как Вы определяете, какой режиссер способен снять хорошую комедию?
ГМ: Обычно мы берем в свои проекты уже состоявшихся режиссеров. Например, в программе «Наша Russia» режиссерами были Петр Буслов и Максим Пежемский, которые зарекомендовали себя в профессии еще до нашей передачи. И пусть Буслов до «Нашей Russia» не снимал комедии, это не было для нас главным критерием. Самое главное - режиссер должен понимать юмор, быть профессионалом своего дела и не только правильно передавать эмоции, но и быть подкованным с технической точки зрения. Если у режиссера нет своего мнения, если он неясно представляет себе задачу, он не сможет полноценно организовать работу всей съемочной группы.
C: По каким критериям Вы вы бираете актеров? Как оценить их комедийный потенциал?
ГМ: К сожалению, в России актеры, в отличие от своих американских коллег, боятся быть смешными, особенно драматические. Даже когда они решаются на подобные роли, то смотрятся как-то неловко, в глазах читается: «Простите, я на самом деле серьезный актер». Но во многом комедийный потенциал актера зависит от режиссера. Например, Глеб Орлов (реж. фильма «Наша Russia: Яйца судьбы»), смог зажечь комедийную искру в Николае Баскове.
C: Насколько важно комедийному актеру иметь свое амплуа?
ГМ: С одной стороны, это важно, с другой, амплуа - это всего лишь одна из граней таланта актера. Например, у Гарика Харламова амплуа разгильдяя и болвана, но это не значит, что это все, на что он способен. В новом сезоне Comedy Club (с сентября на ТНТ) Гарик играет и дураков, и очень умных персонажей, параноиков и совершенно нормальных людей. У комического актера амплуа одно - смешить людей.
C: Форматы скетч-шоу, stand-up comedy давно успешно идут в Америке. У нас они появились сравнительно недавно. Как Вы оцениваете будущее подобных форматов в России?
ГМ: Я думаю, что это очень перспективное направление, потому что формат stand-up comedy наиболее близок зрителю. Аудитории импонирует, когда комик общается с ней напрямую и пропускает все шутки через себя, приводит примеры из своей жизни. Что касается скетчкомов, то я уверен, что такие форматы, как «Наша Russia» и проекты других каналов будут развиваться.
C: Сейчас очень много попыток адаптации зарубежных сериалов. По каким критериям можно определить, получится ли адаптировать тот или иной проект?
ГМ: Это зависит не от того, в какой стране произведен сериал или какие персонажи там присутствуют, а насколько хороша драматургия в этом проекте. Если герои и их проблемы прописаны правильно, то сериал ждет успех. А когда этот сериал построен не на драматургии, а на мироощущении именно конкретного народа или, как в случае с сериалом Сайнфилд, конкретного города, то такие сериалы очень сложно адаптировать. Когда в 2012 году в России пытаются адаптировать американский сериал 80-х годов, то, конечно, возникают сложности. Подобные проекты необходимо переписывать на 80%. Поэтому я бы посоветовал обращать внимание не на страну производителя, а на драматургию.
C: Многие телепроекты, в которых Вы участвуете, предполагают импровизацию. Какова методика работа над сценарием в таких проектах?
ГМ: Следует различать импровизацию подготовленную и неподготовленную. Конечно, подготовленная импровизация не означает, что актер выдает заранее написанный сценарий за собственные мысли, которые только что пришли ему в голову.
Это значит, что у него в запасе есть две-три шутки на общие темы, которые он может использовать в своем выступлении. Так, например, происходит в шоу Comedy Club и «Прожекторперисхилтон». Скажем, в газетах появилась новость про сборную Россию, и мы заранее написали шутку на эту тему. Но это вовсе не означает, что именно ее мы и используем. Зачастую те шутки, которые мы придумываем непосредственно во время съемок, получаются лучше.
C: Сценаристы, актеры время от времени сталкиваются с творческим кризисом, «профессиональным выгоранием». Что вы советуете своим коллегам в таких ситуациях?
ГМ: Во-первых, больше отдыхать. Во-вторых, если человек сталкивается с творческим кризисом, это значит, что он перестал экспериментировать и не двигается вперед. Comedy Сlub и «Наша Russia» - это своего рода лаборатория, которая как раз не дает впасть в творческий кризис. Надоело одно, можно экспериментировать с другим. Лекарство от творческой депрессии - не стоять на месте, пробовать что-то новое и не бояться экспериментов.
C: Какие фильмы Вы бы посоветовали посмотреть начинающим комедийным сценаристам?
ГМ: Прежде всего, это фильм «Тутси» с Дастином Хоффманом, «Голый пистолет» с Лесли Нильсоном и все фильмы с Адриано Челентано. Эти фильм нужно смотреть, анализируя их вместе с режиссерами и сценаристами, которые объяснят все тонкости работы над комедией.
C: Над какими проектами Вы работаете сейчас?
ГМ: На данный момент все мое время занимает новый сезон Comedy Сlub, который стартовал на ТНТ с сентября. Программа выходит каждую неделю. Мы сами настолько подняли планку, что приходится все время тратить на написание и репетицию номеров. Еще телеканал ТНТ делает новый проект с Незлобиным из Comedy Club.
отсель