Правила хорошей комедии

Mar 21, 2012 13:36




Первое правило комедии:
Смешно писать - это не то же самое, что делать или говорить смешные вещи. Многие из шутников не умеют писать смешные диалоги.

То, что вы умеете пошутить, не значит, что вы умеете смешно писать.

Смешно писать - это не то же самое, что делать или говорить смешные вещи. Многие из шутников не умеют писать смешные диалоги. Подростки, которым тяжело добиться внимания девушек своими успехами в спорте, внешним видом или умом иногда начинают говорить или вести себя по-дурацки. Но этого хватает не надолго. Парень, который может засунуть себе в ноздрю кусок пиццы, проигрывает тому, который понял, что девочкам быстро наскучивают глупости, и они предпочитают кого-то, кто может их развлечь умными шутками.

Этот дар пригодится ему в общении, когда он вырастет. А особенно, если он собирается быть сценаристом.

На самом деле большинство людей не умеют рассказывать шутки и истории, а особенно смешные. Они теряют фокус, комкают концовку, отвлекаются на смежные темы, забывают сказать самую важную деталь или просто начинают толочь воду в ступе. Они теряют своих слушателей. Перед сценаристом комедии стоит более сложная задача. Его будет оценивать непростая аудитория: агенты, продюсеры, редакторы - они не прощают ошибок.

Нужно заставить читателя смеяться с первой страницы - особенно важна самая первая страница - поскольку, если ему понравится, то он прочитает и вторую. И если вы продолжите смешить читателя до конца первого акта, то, скорее всего, он прочитает сценарий до конца. Конечно, если история не подкачала.

Второе правило комедии:
Многие комедии проваливаются из-за слабой, непродуманной истории. Сколько бы шуток вы не написали, если история не захватывает читателя, то вряд ли ее дочитают до конца.

Сильная история с небольшим количеством шуток предпочтительней слабой истории, в которой на каждую страницу приходится три шутки.

Многие комедии проваливаются из-за слабой, непродуманной истории. Сколько бы шуток вы не написали, если история не захватывает читателя, то вряд ли ее дочитают до конца. Да, мы смеемся над тем, что говорят и делают ваши персонажи, но мы должны болеть за них и желать им добиться цели (какой бы глупой она не была). Если цели нет, то мы не досмотрим фильм до конца, каким бы он ни был смешным.

В бейсболе есть старая максима: «Везение лучше таланта». В случае со сценариями: «Сильная история лучше сотни шуток». Шутки всегда можно добавить. Может быть, это будете делать даже не вы. Но если вы написали классную историю, то ваши шансы заинтересовать агента или продюсера будут максимальными. А если вы написали плохую историю с большим количеством шуток на сто страниц, то сюжет довести до ума будет крайне сложно.

Третье правило комедии:

Одна голова хорошо, а две - лучше.
Вам нужен соавтор, который умеет писать шутки, смешные знаковые сцены и диалоги, может сыпать анекдотами 24 часа в сутки, но никогда не смог бы придумать историю и написать сценарий. Это идеальное сочетание талантов.

Предположим, что вы серьезный, надежный сценарист с четким пониманием не только трехактной, но и пяти- и семиактной структур. Вы знаете, что персонажи должны быть многоплановыми, у них должны быть внутренние и внешние конфликты и понятные мотивы.

Вы знаете 12 этапов «Пути героя» наизусть, вы прочитали все книги по сценарному мастерству, посетили все важные мастер-классы и семинары, изучали, анализировали и раскладывали на части фильмы, читали биографии сценаристов и подписаны на лучшие профессиональные журналы.



Есть только одна проблема: вы совсем не умеете писать смешные диалоги. К сожалению, все идеи, которые приходят к вам в голову, слишком серьезны и угрюмы (уже три года вы работаете над биографическим фильмом про прокаженного мальчика).

Вам нужен соавтор. Спонтанный, быстрый острослов, душа компании, взрослый клоун, который умеет писать шутки, смешные знаковые сцены и диалоги, может сыпать анекдотами 24 часа в сутки, но не смог бы придумать историю и написать сценарий, даже если бы от этого зависела его жизнь. Это идеальное сочетание талантов.

Почитайте титры ситкомов. Вы обнаружите, что на каждом сериале работает одна-две, а иногда и больше команд сценаристов. Эти команды собираются, потому что каждый из сценаристов привносит в нее свои сильные стороны.

Найти соавтора нелегко. Это как выбирать себе супругу. Нужно осваиваться, привыкать друг к другу, искать подходы к работе. Но если вы найдете правильный подход к работе, то вместе можете добиться гораздо большего, чем поодиночке.

Четвертое правило комедии:

Найдите свой жанр.

Мы знаем, чего ждать от фильмов братьев Фарелли: грубого, телесного юмора в нереалистичном сюжете типа «хай-концепт». Фильмы Вуди Аллена, особенно начала и середины карьеры - это взгляд невротика на человеческие проблемы, особенно на любовь. Его поклонники понимали, что могут рассчитывать на характерные изобретательность и остроумие. Если Джуд Апатов числится среди создателей фильма, то это будет «хай-концепт» с морем шуток про секс, но в то же время очень милым подтекстом. Конечно, в некоторых типах комедий вам не нужно шутить так же отчаянно, как эти ребята.

Например, в романтических комедиях должны быть шутки, но не так много. А в комедиях «для мальчиков» шуток должно быть больше.
Если вы хотите написать отвязную комедию, то ваш сценарий должен быть чертовски смешным с первой до последней страницы.

А что на телевидении? Многие, помнится, называли «Секс в большом городе» ситкомом. Нет. Это была драма с редкими шутками. Никто не смотрел «Секс в большом городе» ради шуток. И никто не ждал, что на полнометражном фильме будет смеяться в зале два часа. Ситкомы - это «Сайнфелд», «Гриффины» или «30 ударов». То же самое с «Красавцами» (Entourage). Это ситком? Ну не совсем. Да, в каждом эпизоде есть смешные моменты, но на самом деле это драма, где шутки исходят от персонажей.

У сценаристов ситкомов есть выражение для обозначения строчек и реплик, которые не должны быть смешными: трубопровод. В этих фрагментах дается информация, важная для сюжета. В комедийных сценариях могут быть такие фрагменты, но только не много. И не на первых пятнадцати страницах. Не прекращайте смешить.

Если вы хотите написать отвязную комедию типа «Солдаты неудачи», «Вышибалы», «Телеведущий», «Тупой и еще тупее», то ваш сценарий должен быть чертовски смешным с первой до последней страницы.

А если вы решите написать ромком или комедию на серьезную тему, то не обязательно на каждую страницу вставлять по 6 шуток. Еще раз повторю. Сильная история важнее непрекращающихся шуток.

Ну и напоследок: можно ли человека научить писать комедии? Да. Так же, как можно научить готовить. Нужно ходить на кулинарные курсы, читать книги, смотреть телепередачи и проводить время на кухне, пробуя интересные рецепты. Через какое-то время вы сможете готовить и не стыдиться результата.

Учиться писать комедийные сценарии нужно примерно так же:

• Ходите на мастер-классы по ситкомам, комедиям.

• Читайте книги о том, как писать комедии.

• Изучайте комедии (вы научитесь большему, анализируя неудачные фильмы)

Наконец, если вы не хотите искать соавтора и при этом твердо намерились написать комедию, просто продолжайте смотреть на сцену, в которой не хватает шуток, до тех пор, пока вам в голову не придет какая-нибудь шутка. Повторите это еще раз, а потом еще и еще. Не подходите к комедии формально, помните выражение Элвина Брукса (Э.Б. Уайта): «Анализировать шутки и пытаться понять, почему они смешны, это как заниматься рассечением лягушки. Немногим это интересно, и лягушка умирает».
(Статья на английском: http://www.movieoutline.com/articles/writing_comedy.html)

комедия, сценарий, смех, юмор

Previous post Next post
Up