27-28 октября состоялся «Практический курс Skill Bill Pro по разработке идей сериалов. Сценарная заявка и питчинг». Экспертами курса выступили Наталья Стрибук - главный продюсер департамента кино-сериального производства телеканала «Украина», и Олеся Лукьяненко - креативный продюсер FILM.UA Group.
Основная работа проводилась по персонажам - их мотивации, цели; также пересматривали структуру истории; акцентировали внимание на том, что следует включить в питчинг, а во что лучше не углубляться. Одна из важнейших задач питчинга - добиться второй встречи с продюсером.
Ниже тезисно представлены основные пункты выступлений и комментариев экспертов.
Курс начала Олеся Лукьяненко с обзора европейских трендов в сериалах по материалам Series Mania текущего года. Олеся подчеркнула, что сейчас во всём мире сериальное производство вызывает большой интерес, и самые престижные кинофестивали уже включили в свою программу отдельные секции, посвящённые сериалам. Часто в рамках таких секций происходят не только премьерные показы самых ожидаемых сериалов, но и питчинги для тех, кто только планирует запуск производства. Сериалы high-end drama сегодня ассоциируются с самым дорогим, провокативным, интересным. Этот продукт обычно снимают кабельные каналы с лучшими режиссёрами, вкладывая в производство немалые деньги.
Вслед за Drama Series Days в рамках Berlinale, Одесский Международный Кинофестиваль запустил собственную программу «СЕРИАЛЫ!». В этом году программа проходила впервые: было показано 6 новых сериалов.
Далее Олеся сделала краткий обзор седьмого фестиваля Series Mania, который проходит в Париже. В этом году в фокус европейского жюри и зрителей попали такие проекты:
- Франко-шведский сериал Midnigt Sun/ «Полуночное (Полярное) солнце»
- Французско-бельгийский детектив с элементами мистики «Отель Beau Séjour».
Олеся отметила, что кинообщественность заговорила о новом тренде - «бельгийский нуар», который может стать новым трендом в сериальном производстве после доминирующего в последние годы «скандинавского нуара».
Специальный приз жюри получил сериал The Kettering Incident.
- Гран-при жюри EL Marginal (Аргентина). Это crime-drama со множеством жестоких сцен.
В рамках Series Mania отдельная секция посвящена питчингам сериалов. Основным жанром в этом году предсказуемо стали драмы в различных исполнениях: детективы, криминальные истории, таинственные исчезновения, психологические триллеры, драмы с элементами мистики и т.д. Олеся чуть подробнее остановилась на нескольких проектах:
- Датский проект Specialist/«Специалист» в жанре Scandinavian light, как его обозначили сами участники.
- Шведский проект в жанре нуар Hidden/«Скрытое».
- Израильский сериал на тему кулинарии Gastronomy/«КУЛИНАРИЯ».
Далее мы говорили о том, как проходит питчинг Series Mania. Следует отметить, что в аудитории сидит, можно сказать «лига чемпионов» европейских продюсеров и шоураннеров - около 400 человек, которые непосредственно принимают решения о запуске или разработке контента на миллионы евро. У каждого из участников есть 10 минут на презентацию, включая показ видео. Стоит отметить, что, хотя ролики есть у всех проектов, это не обязательно тизеры или пилоты, чаще это - видео, призванное задать настроение будущего сериала. Это может быть нарезка из других фильмов, слайд-шоу из фотографий, и т.п. Хронометраж презентации строго ограничен, после этого секции на вопросы и ответы нет. Далее у участников назначены индивидуальные встречи с продюсерами.
Состав презентующих: обычно это автор идеи/сценарист, один из продюсеров и, по возможности, режиссёр.
Что важно во время презентации: дать необходимую информацию, эмоционально вовлечь аудиторию, увлечь своей историей. За время презентации невозможно рассказать всё, что вы думаете о своём проекте, но презентуя проект вы должны это делать так, чтобы у аудитории сложилось абсолютное ощущение, что вы о своём проекте знаете всё.
Обычно у проектов, которые питчингуют, ещё не завершён сценарий. Это делается для того, чтобы согласовать все сюжетные линии с копродюсерами, и только после этого финализировать сценарий.
На экране мы показали пример оформления проекта в каталоге фестиваля и Олеся коротко обозначила основные пункты аннотации проекта, которые необходимы для подачи на фестиваль.
Многие престижные фестивали перед питчингами дополнительно работают с авторами проектов, чтобы улучшить их презентацию. Это может стоить отдельных денег или быть обязательным условием участия в конкурсе.
От общих трендов мы перешли к рассмотрению тенденций в сериальном производстве Восточной Европы. Красной нитью во время презентаций, скриннингов и круглых столов проходила идея, озвученная создателями сериала «Мост»: «Чем локальнее, тем глобальнее».
В прошлом году заметным событием стал сериал «Последние Пантеры» (он также был показан на ОМКФ). И хотя этот сериал является копродукцией Англии и Франции, большая часть съёмок проходила в Белграде и его окрестностях (Сербия). В этом году в рамках питчингов был представлен проект Pipeline/ «Трубопровод» (копродукция Польши, Финляндии, Украины) о газовой трубе, которая пролегает по дну моря. Но более подробно мы остановились на разборе адаптаций норвежского сериала «Маммон», которую европейское бюро HBO делало параллельно в двух странах - Чехии и Польше. Получились две абсолютно разные версии: более политическая чешская, и более религиозная польская. Так, зная специфику зрительской аудитории в своей стране, можно используя одну и ту же фабулу, создать уникальный контент.
Далее слово перешло к Наталье Стрибук. Наталья сделала акцент на том, что для эффективной работы над сценарием и его последующей продажей, необходимо очень чётко понимать, на какой канал вы собираетесь продавать свой проект и какова целевая аудитория этого канала.
В целом же, телевидение больше смотрят женщины старше 45 лет. Но чтобы понять более точно, необходимо отслеживать программу каналов, фиксируя какой контент, какого качества и в какое время транслирует тот или иной канал. Важно также анализировать промо, название, слоганы проектов. Это поможет вам правильно «упаковать» свой продукт для канала.
Далее Наталья дала подробный разбор целевой аудитории и основных слотов программирования семи украинских национальных каналов: «Интера», «1+1», «Украины», «СТБ», «ICTV», «Нового», «ТЕТ».
После этого эксперты коротко обозначили, что сейчас интересно их компаниям и как построена работа по поиску новых идей.
Олеся рассказала, что киностудия FILM.UA занимается производством проектов в различных жанрах, включая даже такие необычные для Украины форматы как фильмы-концерты и докудрамы с большим количеством компьютерной графики. Среди самых больших успехов компании - сериал «Нюхач», для которого сейчас проходят съёмки третьего сезона. Формат сериала был куплен Японией и Францией, и совсем недавно состоялась премьера Японского «Нюхача».
В целом же, есть два пути, по которым студия обычно работает над проектами:
- Студия получает/пишет заявку, которую в последствии разрабатывает вместе с каналом.
- Студия самостоятельно снимает пилот, и после этого договаривается о сотрудничестве с каналом.
Иногда съёмка пилота - это единственное, что может убедить канал в возможности осуществления конкретного проекта. Одним из примеров может послужить сериал «Папа Дэн», который сейчас готовится к эфиру. В сериале затронуты темы, которые считаются «табу» в украинском обществе, но формат подачи делает возможным обсуждение даже самых острых тем.
Сейчас студия в поисках:
- 4-серийных фильмов.
- Сериалов от 8 до 16 эпизодов (для прайма). По жанрам предпочтительны мелодрамы и детективы/триллеры.
- Комедий и ситкомов.
- High end drama.
Если говорить о работе непосредственно с авторами, то студия принимает заявки
через сайт. Заявка попадает в редакторский отдел. Редакторы обсуждают с креативным продюсером самые интересные. Если заявка прошла этот отбор, начинается работа с авторами.
Если заявка от автора, с которым студия ранее не работала, обычно проходит встреча, в рамках которой автор презентует заявку, мини-питчинг. После этого студия, если ей интересно, либо покупает идею, либо продолжает работать с автором.
Часто бывает так, что студия уже знает, о чём хочет снимать и в каком формате. Тогда креативный продюсер выстраивает концепт и приглашает авторов для написания сценария. Обычно это те авторы, с которыми уже работали и есть чёткое понимание их навыков, умений.
Студия редко работает со сценарными агентствами. Сейчас FILM.UA работает с концепцией Script-writer’s room - разработкой идеи с группой авторов. Есть главный автор, который ведёт общее видение. Это новый опыт и сейчас, по словам Олеси, есть много моментов, над которыми еще стоит поработать.
Что касается телеканала «Украина», то Наталья не рассматривает заявки на молодёжные сериалы, ситкомы, а также криминальные/бандитские сериалы с большим количеством крови и сцен насилия. Аудитория канала просто не поймёт такого рода продукт.
Используя аналитические данные и многолетний опыт управления программной сеткой канала, руководство точно знает свои цели и имеет профессиональное чутье. Поэтому часто сценарии проходят не столько художественную оценку, сколько аналитическую. Существует математическая точность распределения действия в ходе событий на экране, которая помогает достичь максимального эффекта.
Эксперт напомнила участникам, что мир и телевидение не стоят на месте, а значит, всегда есть потенциал у новых и оригинальных идей.
Сейчас наиболее актуальны 16-серийные комедийные фильмы.
Не спешите оформлять заявку - подумайте для кого вы её пишите, что будет важно для этого человека/канала. Составляйте заявку так, чтобы было понятно, что за ней стоит большая работа.
Наталья также рассказала о работе над сериалом «Дом на холодном ключе», который по заказу телеканала «Украина» снимает FILM.UA. От момента заявки и первого текста сценария до производства проект прошёл огромное количество правок. В каждой сложной и, казалось бы, тупиковой ситуации, стороны садились за стол переговоров. Иногда такие обсуждения затягивались на 6-8-10 часов. Такие личные переговоры крайне важны. Не всегда в переписке есть возможность аргументировать и объяснить свою точку зрения, но всегда можно достичь взаимовыгодного компромисса.
Телеканал «Украина» работает и с авторами напрямую, но всё же, по мнению эксперта, авторам интереснее обращаться к независимым продакшенам, которые не привязаны к целевой аудитории одного канала и смогут продать проект туда, где он будет максимально интересен.
Другой вариант сотрудничества: creative board выбирают тему и заказывают автору написание сценария.
В случае работы с группой авторов, самая большая сложность не привести всё к одному стилю, а структурно привести всё к одному темпоритму и структуре, чтобы «нужные эмоции» срабатывали в нужное время. В этом канал убедился во время работы над проектом «На линии жизни», где работало 9 авторов, которые в течение полугода создавали 32 серии.
Эксперты резюмировали, как следует оформлять сценарную заявку для подачи на канал и студию. Базово всценарную заявку должны входить следующие пункты:
1. Автор
2. Название
3. Формат: полнометражный фильм, телевизионный сериал (горизонтальный, вертикальный), интернет-сериал и пр.
4. Жанр
5. Количество серий
6. Хронометраж
7. Целевая аудитория
8. Логлайн (25-30 слов, должен содержать информацию о герое, его цели и его антагонисте)
9. Аннотация или синопсис (не больше 1 страницы) должна содержать:
- для полного метра и горизонтального сериала - побуждающее происшествие, поворотные точки, финал
- для ситкома и вертикального сериала - описание мира истории и принципа организации вертикальных сюжетов
- для вертикально-горизонтального сериала: общее описание арки горизонтального сюжета и принципа организации вертикальных сюжетов
10. Описание главных героев (1-2 стр. на всех):
- имя и возраст героев, тип характера, краткие физические и социальные характеристики, сильные и слабые стороны, основные конфликты с другими персонажами, которые являются «движком» истории
- для горизонтальных и вертикально-горизонтальных сериалов - арки героев
11. Краткий синопсис 1-2 пилотных серий (для сериалов) - не больше половины страницы на каждую серию.
- Синопсис должен содержать тизер (для вертикальных сериалов), завязку, катализатор, три поворотных пункта, кульминацию и развязку (для вертикальных сериалов - крючок на следующую серию)
12. Краткие сведения об авторе
13. Контактная информация
В ходе питичнга проектов эксперты отметили следующие важные моменты:
- Никто из продюсеров не гонится за простыми решениями. Не стоит говорить о своём проекте «мы всё снимем в павильоне» или «переиграем так, как вы хотите». Вы должны любить и верить в свой проект. Продюсер сам знает, какой у него бюджет и ограничит вас там, где это будет необходимо.
- Название проекта должно оправдывать сеттинг или сюжет. Оно не может быть взято «из ниоткуда».
- Чётко пропишите условия основного конфликта и мотивацию героев.
- Если вы подаёте заявку на ситком, приведите примеры вертикальных историй, в чём будет «соль» каждой серии, а также горизонтальные арки отношений героев.
- При написании логлайна используйте один из трёх вариантов: 1. Чётко прописанный конфликт. 2. Пример поворотного пункта. 3. Если это драматическая комедия, обозначьте, что будет драматичного, а что смешного.
- Если это вертикально-горизонтальный сериал, должны быть приведены примеры и вертикальных историй, и горизонтальных арок.
- Следуйте формату - чётко прописывайте тайминг.
- В вашей истории обязательно должен быть герой, которого можно любить.
- Не должно быть слишком много сюжетных линий (максимум - 5). Украинский зритель к этому не готов. Он просто запутается и не станет смотреть.
- На питчинге не может быть «тайн». Это не анонс для зрителей. Вы презентуете проект в поисках копродюсеров, партнёров, поэтому никаких «а развязку вы узнаете в следующей серии».
- Во время питчинга сделайте акцент на главной сюжетной линии.
- Помните про трёхактную структуру. Сохраняйте её во время питчинга.
- Используйте в своём проекте меньше профессиональной лексики, специфических терминов. Зритель должен полностью понимать, что происходит на экране. с