Современные компьютеры дают кинематографистам практически неограниченную степень свободы - с помощью мощнейших программ можно строить виртуальные миры, не уступающие детализацией реальности. Однако многие даже самые великие режиссеры продолжают использовать привычные декорации, выстроенные в павильонах. Почему? Во-первых, актерам в них уютнее - играть гораздо легче тогда, когда ты ощущаешь пространство. Во-вторых, «живые» сеты любят операторы, придающие большое значение композиции и освещению и желающие участвовать в процессе создания фильма в полном объеме. Наконец, это просто красиво, а кроме того, позволяет художникам-постановщикам оставаться важной частью процесса, а не сторонними наблюдателями. Вот лишь несколько самых грандиозных декораций, построенных специально для кино, не уступающих ни реально действующим конструкциям, ни компьютерной графике самого высокого качества.
Город Метрополис - «Метрополис» (1927)
На заре кинематографа грандиозные декорации не были чем-то удивительным - заменить-то живые материалы было нечем. Режиссерам приходилось идти на различные хитрости, чтобы уменьшить производственные сметы: вместо полноценного городского квартала, например, иногда делались уменьшенные копии, перспектива увеличивалась с помощью зеркал, а там, где не справлялась техника, на помощь приходили мультипликаторы. Немецкий режиссер Фриц Ланг для своего «Метрополиса» вполне мог использовать технику Жоржа Мельеса и нарисовать необходимые декорации, но постановщик не стал искать легких путей и выстроил необыкновенный сет - вручную был выстроен огромный, многоэтажный город, впечатляющий одним своим видом. Своего Ланг добился - его картина стала культовой лентой, вдохновившей многих на работу в кино.
Космическая станция - «2001: Космическая одиссея» (1968)
Переполненная инновационными решениями съемочная площадка фантастической притчи Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея» могла похвастать десятками грандиозных конструкций, но выделяется среди них, разумеется, центрифуга, которая имитировала вращающуюся в невесомости космическую станцию. Даже спустя полвека кадры бегущего по вертикально вздымающейся стене актера впечатляют, что уж говорить про современников Кубрика. Постройку гигантского колеса, в которое поместился интерьер станции, курировал сам режиссер, вся съемочная группа была укомплектована строительными касками, для цельности конструкции были изготовлены специальные сверхпрочные болты. Результат был потрясающий - Кубрик с помощью подручных материалов смог сделать то, что невозможно было снять никаким иным способом, и обогнал свое время на добрых три десятка лет.
Глубоководная станция - «Бездна» (1989)
Известный своим перфекционистским подходом к работе Джеймс Кэмерон регулярно берется за проекты, которые любому другому постановщику кажутся нереализуемыми в современных условиях. Да, его ленты трудоемки и высокобюджетны, но зато они дают ощущение полного погружения в атмосферу картины. Буквально полное погружение съемочной группе и актерам пришлось совершить во время съемок фантастической драмы «Бездна». Для съемок команда Кэмерона не только построила подводную буровую платформу и оборудовала весь ее внутренний интерьер, но и соорудила в одном из реакторов заброшенной АЭС гигантский бассейн, вмещающий 7 миллионов литров воды. Конструкция получилась столь масштабной и настолько добротно выполненной, что демонтировать ее не удалось до сих пор.
Титаник - «Титаник» (1997)
Нельзя рассказать о работе Джеймса Кэмерона и не вспомнить о его наиболее впечатляющей работе (поклонники «Аватара», сейчас зажмурьтесь) - «Титанике». В кои-то веки получивший роскошное финансирование Кэмерон не смог отказать себе в удовольствии и для съемок своего нового грандиозного фильма просто построил копию реального лайнера стоимостью 40 миллионов долларов. Тщательно выстроенная модель была даже спущена на воду, так что в кино почти все по-настоящему. К конструкции даже были прилажены специальные механизмы, поднимающие корму едва не вертикально - Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет немало побегали по наклонной палубе. Большие деньги и богатая фантазия не всегда воплощаются в хорошее кино, но в случае с Джеймсом Кэмероном отдача всегда превосходит вложение.
Хоббитон - «Властелин Колец» (2001)
Питер Джексон совершил невозможное - он сначала сделал из Новой Зеландии одну большую съемочную площадку, а затем превратил эту далекую страну в Мекку туризма, куда стремятся не только фанаты Толкина, но и простые поклонники хорошего кино. Для съемок «Властелина Колец» было выстроено много разных конструкций - от крепостей до деревенских мельниц, - но наибольшее впечатление на гостей оказывают декорации деревушки хоббитов, выстроенной на самом обычном клочке земли в новозеландской глубинке. Самое интересное, что Хоббитон не слишком отличается от деревенской пасторали реальной Новой Зеландии. Разве что норам новозеландцы предпочитают очаровательные уютные домики.
Шоссе - «Матрица: Перезагрузка» (2003)
После взрывающей мозг «Матрицы» «Матрицу: Перезагрузка» многие посчитали слишком унылой, однако вряд ли кто-то станет отрицать крутость сцены погони и противостояния на оживленном шоссе. Конечно, съемки эпизода такого масштаба потребовали больших усилий - несмотря на то что в картине показана реальная автодорога, использовать ее для съемок было проблематично, только ее освобождение от машин могло занять почти весь день, а для съемок требовались недели. Вачовски решили выстроить трассу с нуля - шоссе было сооружено на взлетно-посадочной полосе военно-морской базы Пойнт-Аламеда под Сан-Франциско, полторы мили дороги для съемок одной-единственной погони. Это ли не ирония судьбы - для фильма о подмененной виртуальностью реальности пришлось делать фальшивое шоссе вместо реально существующего.
Старая Москва - «Всадник по имени Смерть» (2003)
Грандиозные площади «Мосфильма», которым могут позавидовать многие европейские студии, за время работы концерна «притворялись» самыми разными странами и эпохами. В 2003 году «Натурная площадка № 1», крупнейшая в Москве декорация под открытым небом, превратилась в целый квартал «Старой Москвы» - для фильма Карена Шахназарова «Всадник по имени Смерть» было выстроено несколько домов, выложена брусчатка, оборудованы фонари и вывески. Уникальная бутафорская Москва с тех пор «снялась» уже в более чем ста фильмах, причем «прикидывалась» и Санкт-Петербургом, и Тифлисом, и даже Копенгагеном. Единственная проблема, с которой придется столкнуться кинематографистам, выбравшим в качестве декорации мосфильмовский «город», это высотка, построенная в начале 2010-х рядом со студией. Не каждый ракурс теперь получается аутентичным.
Музей Гуггенхайма - «Интернэшнл» (2009)
Трейлеры «Интернэшенла» Тома Тыквера обещали зрителям захватывающий боевик, но на выходе получился весьма средний триллер о скучных банковских махинациях, запомнившийся лишь одной, но весьма впечатляющей сценой - перестрелкой в Музее Гуггенхайма. Взглянув на раскадровки и сценарий, кураторы музея, разумеется, указали съемочной группе на выход от греха подальше, поэтому Тыкверу и его команде пришлось выстроить свой Музей Гуггенхайма с преферансом и профурсетками у себя на родине в Германии. Двойник получился столь реалистичным, что режиссера после премьеры завалили вопросами, как ему удалось расстрелять мировую реликвию и остаться при этом живым.
Небесная башня - «Обливион» (2013)
Один взгляд на футуристическую постройку, в которой работают персонажи Тома Круза и Андреа Райзборо, не должен оставлять сомнений в том, что все вокруг нарисовано на компьютере. Не спешите с выводами, возможно, вы просто забыли, что режиссер Джозеф Косински имеет образование архитектора и дизайнера. Он собственноручно спроектировал летающий форпост и курировал сооружение конструкции на площадке в полную величину. Вокруг башни были расставлены видеоэкраны, транслирующие пейзажи, снятые на высокочеткую камеру, барражировавшую над Гавайскими островами. Сочетание элегантной конструкции и великолепных видов придало картине особенную атмосферу.
Тессеракт - «Интерстеллар» (2014)
Кристофер Нолан является одним из самых уважаемых и среди критиков, и среди зрителей режиссером современности не в последнюю очередь и за свой уникальный визуальный язык - картинке его фильмов можно только позавидовать. Любимчик компании IMAX и обладатель безграничного доверия студийных боссов для своих фильмов вполне мог использовать самые новые компьютерные системы построения виртуальной реальности, но, к удивлению многих, сложнейшую сцену своего «Интерстеллара» режиссер решил снять в живых декорациях. Как визуализировать четвертое (и выше) измерение, никто из художников не знал, поэтому все просто положились на чутье Нолана - и он справился великолепно. Тессеракт получился одновременно безграничным и глубоко интимным, бесконечным, но по-человечески душевным. Решетка, по которой следует герой МакКонахи, комната Мерф - все это было выстроено художниками, оттого кульминация картины и получилась столь живой.
Башня Мстителей - «Мстители: Эра Альтрона» (2015)
Насквозь пропитанная компьютерными спецэффектами кинематографическая комикс-вселенная Marvel нет-нет да и удивит специалистов необычным решением в технике съемок блокбастеров. Для работы над сиквелом «Мстителей», например, Marvel раскошелилась на постройку огромной башни, штаба супергероев - крупнейшей декорации, когда-либо сооруженной для самой кассовой франшизы в истории кино. Грандиозная постройка состоит из нескольких уровней, которые соединяет внушительных размеров лифт, на этажах расположены гостиная, лаборатории, спортзал, зона отдыха и несколько других комнат, во всеоружии готовых к съемке в любой момент. Новинка успешно опробована - компактно расположенные декорации помогли студии сэкономить на логистике.
Аллердэйл Холл - «Багровый пик» (2015)
Грандиозное здание Аллердэйл Холла в готическом триллере Гильермо Дель Торо «Багровый пик» вполне можно назвать самостоятельным персонажем, именно поэтому режиссер и не мог положиться ни на один реальный замок, где можно было бы разместить съемочную группу, ни на компьютерную графику, контролировать которую сложнее площадки. По заказу Дель Торо строители за семь месяцев соорудили трехэтажную конструкцию, которая и стала сердцем мрачной истории. Детализация особняка поражает: в холле работал камин, действующий лифт поднимал героев на высоту третьего этажа, а несколько наборов мебели позволяли работать с перспективой так, как это было нужно оператору. Единственное, чего не хватало дому для полноценного функционирования, - это крыши, в отверстие в потолке опускался кран с камерой. Усилия постановщиков были вознаграждены - здание в фильме превратилось в живое существо.:
©