«Черные фары у соседних ворот, лютики, наручники, порванный рот...»
Эти слова из песни Юрия Шевчука «Родина» как нельзя лучше передают
атмосферу на съемочной площадке нового проекта Ильи Хржановского «Дау».
Картина рассказывает о жизни известного советского физика Льва Ландау, и
для ее съемок Хржановский создал целое государство в государстве:
декорации картины охватили почти весь Харьков, а для участия в массовке
режиссер отсмотрел не менее 140 тысяч кандидатур.
Бюджет фильма, работа над которым длится уже 4 года, уже давно
перевалил за 10 миллионов долларов. Такие инвестиции можно оправдать
лишь одним аргументом, суть которого «метод Хржановского».
«Есть мое представление о том, как персонаж себя поведет в той или
иной ситуации, есть представление об исполнителе этого персонажа, есть
предположение, что, соединив персонажа и исполнителя, я получу тот или
иной текст, то или иное движение в кадре, - говорит режиссер. - Часто
возникают какие-то неожиданности, но всегда я получаю и ожидаемое. Тогда
при монтаже, выбираю. В идеале, получаю подсказку для следующего
поворота, смыслы прорастают на стыке того, что я представлял себе и что
получается в процессе».
То, чем занимается Хржановский - это не изображение сталинской эпохи,
в которую жил гениальный физик, а ее воссоздание. К настоящему моменту
Харьков успел превратиться в настоящий полигон для экспериментов
режиссера. На местный почтамт вернулась вывеска, сделанная в советском
стиле, на заброшенном стадионе декораторы воздвигли гигантские
конструкции в духе сталинского конструктивизма.
юджет фильма, работа над которым длится уже 4 года, уже давно
перевалил за 10 миллионов долларов. Такие инвестиции можно оправдать
лишь одним аргументом, суть которого «метод Хржановского».
«Есть мое представление о том, как персонаж себя поведет в той или
иной ситуации, есть представление об исполнителе этого персонажа, есть
предположение, что, соединив персонажа и исполнителя, я получу тот или
иной текст, то или иное движение в кадре, - говорит режиссер. - Часто
возникают какие-то неожиданности, но всегда я получаю и ожидаемое. Тогда
при монтаже, выбираю. В идеале, получаю подсказку для следующего
поворота, смыслы прорастают на стыке того, что я представлял себе и что
получается в процессе».
То, чем занимается Хржановский - это не изображение сталинской эпохи,
в которую жил гениальный физик, а ее воссоздание. К настоящему моменту
Харьков успел превратиться в настоящий полигон для экспериментов
режиссера. На местный почтамт вернулась вывеска, сделанная в советском
стиле, на заброшенном стадионе декораторы воздвигли гигантские
конструкции в духе сталинского конструктивизма.
Главную роль в фильме исполняет дирижер Теодор Курентзис. Специально
привезенные сотрудники ФСИН переодеты в формы советских МГБшников.
Актерам запрещено даже надевать современное нижнее белье - исключительно
панталоны с подвязками, а приезжего журналиста федерального СМИ сразу
предупреждают: «Скажешь, что из «Правды» или «Известий», других газет
здесь не издают».
«Я надел костюм: вначале неловко, но если первые час-два ты к этой
одежде пристраиваешься, то потом она сама же тебе диктует. Как сесть на
корточки или покурить на ступеньках? В сапогах это совсем по-другому.
Все движения совсем другие, и через полдня ты уже двигаешься так, как
мог двигаться человек того времени, входишь в роль», - объясняет смысл
таких жестких ограничений художник-постановщик картины Денис Шибанов.
Хржановский тщательно следит, чтобы розетки ни в коем случае не
напоминали о 80-х, запрещает пользоваться на площадке мобильными
телефонами и курить сигареты с фильтром. Все гости и журналисты должны
переодеваться в старомодные костюмы: не дай бог в кадр попадет чья-то
фигура в джинсах. Кроме того, все актеры живут жизнью сталинской эпохи
не только во время съемок, но и после них: им запрещается переодеваться в
современную одежду, а условия их обитания вполне соответствуют духу
шестидесятилетней давности: скромные коммуналки, где в каждой комнате
живут по две семьи.
«Является ли этот проект чем-то большим, чем я сам, - безусловно.
Диктует ли мне сама ткань то, что я делаю, - конечно. Диктует она,
потому что, если бы я диктовал, это была бы мертвечина, это сокращалось
бы до моего масштаба. Я отвечаю только за «нет», я говорю, чего точно не
должно быть, потому что, если ты говоришь всем, что делать, ты
превращаешь потенциальных генералов в солдат», - говорит Илья
Хржановский.
Точные сроки премьеры картины пока держатся в секрете, но известно,
что ее планируется показать в 2011 году на Каннском фестивале. При этом
каннское жюри включило картину в список самых ожидаемых проектов в
рамках программы «Ателье».
arvo.ua (2010 г.)
Как бы то ни было, финальная сцена еще не означает финала "Дау": по
данным местной прессы, часть съемочной группы проработает в Харькове еще
несколько месяцев. Другая часть, по сведениям источников, близких к
проекту, переместится в Москву, а затем, возможно, и в Грецию. Сам
режиссер ход работы не комментирует, утверждая, что это принципиальная
позиция.
В "Дау" снимались главным образом непрофессионалы: отсмотрев и
забраковав несколько тысяч кино- и театральных актеров, Хржановский
решил пригласить на главную роль дирижера Теодора Курентзиса. В качестве
второстепенных персонажей в картине появляются гендиректор ИД
"Коммерсантъ" Демьян Кудрявцев, начальник отдела перспективного
планирования Большого театра Михаил Фихтенгольц, украинские политики,
местные уголовники в амплуа следователей, прошедшие кастинг окрестные
жители, знакомые режиссера и ряд действующих ученых разных
специальностей. Сроки окончания проекта неоднократно сдвигались, а
бюджет, первоначально оценивавшийся в 3,5 миллиона долларов, а затем в
10 миллионов долларов, более не разглашается.