Фото: Marcus Moller Bitsch
Второй режиссер Анна Прошутинская (работавшая на таких проектах, как «Родина» Павла Лунгина, «Монах» Николая Досталя, «Дурак» Юрия Быкова, и преподающая в киношколе 2morrow) обозначила несколько ошибок, которые вторые режиссеры чаще всего допускают на съемочной площадке.
Ошибка планирования #1: закладывать на подготовку в новом объекте менее двух-трех часов.
Не забудьте учесть время на освоение каждого нового объекта.
Например, интерьер квартиры на несколько съемочных дней. В квартиру необходимо приехать минимум два раза до съемочного дня. В первый день - на утверждение объекта и блокировку (блокировка - это утверждение мизансцен и всего необходимого по каждой сцене на объекте), во второй - на художественное оформление этого объекта. Утром первого съемочного дня, несмотря на проделанную работу, режиссер, оператор и художник будут двигать мебель по кадру, вешать полиграфию, раскладывать реквизит. На это уходит не менее двух часов в каждой комнате. Планируйте сцены в таком порядке, чтобы освоение следующей комнаты происходило во время съемки в первой.
Ошибка планирования #2: на зимние натурные съемки дневного режима оставлять весь световой день, без страховочных интерьерных сцен.
Помните, в зимнее время световой день короче.
Например, улица около дома главного героя. нат. день.
Сцены около дома героя вам надо снимать в первую очередь, чтобы в любой момент можно было зайти в интерьер с теми же актерами. Предупредите гримерный и костюмерный цеха о возможных страховочных сцен. Когда стемнеет, в интерьере вы снимете еще что-то, или хотя бы освоите объект, и со следующего дня начнете в нем съемку.
Ошибка планирования #3: пытаться увеличить время на съемку за счет объявления «текущего» обеда.
Есть мнение, что, удалив из графика время на обед, можно увеличить время на съемку. Это не так.
«Текущий» обед - это оплачиваемый час переработок технической группы. Объявляя его, сотрудникам группы приходится уходить с площадки по одному человеку из цеха, для непрерывного съемочного процесса. А если съемка не прерывается, то основной творческий состав не имеет шанса пообедать. Кроме того, третья очередь получит уже остывший обед, если он расфасован по контейнерам.
Голодная группа работает гораздо менее продуктивно. Предупредите сотрудников, что обед будет сокращен со стандартного часа до получаса и будет считаться «текущим». Такой вариант решит вопрос с обедом актерского, операторского и режиссерского состава, не задерживая съемочный процесс.
Ошибка планирования #4: в плане съемочного дня разбивать сцены с участием детей и/или животных другими сценами.
Эти сцены нужно снимать одним блоком, не прерываясь.
Обязательно уточните, сколько времени вы можете снимать детей и животных. Вряд ли кастинг-директор сможет найти для вашего фильма одинаковых тройняшек, которых по очереди можно будет снимать 12 часов, не нарушая права детей.
Если по сценарию вам необходимо снимать, например, собаку, то посильной задачей для ассистента по реквизиту является подбор двух собак одной породы и идентичного окраса. Это упростит планирование съемочного дня: через несколько часов она устанет и перестанет выполняет команды дрессировщика, к этому времени вызывайте вторую собаку и продолжайте съемки.
Ошибка планирования #5: не учесть в плане несколько сцен в построенной декорации.
Лучше несколько раз проверить, чем несколько раз построить.
Вам очень дорого может обойтись такая ошибка. Просто осознайте, насколько важно не упустить ни одного кадра в построенной декорации. Ее строят один раз, и после разбора у вас нет шансов снимать сцены в этом объекте - сцены просто-напросто нужно будет переписывать на другой объект, если такая возможность в сценарии есть. А если такой возможности нет, то просто выкидывать из сценария