"Бэтмен" - фильм открывший новую страницу в мире экранизаций комиксов

Apr 27, 2015 09:01


Восьмидесятые подарили нам множество действительно нестареющих фильмов. Но почему-то, после картины Кристофера Нолана, об этом замечательном фильме все забыли.

В каждом жанре есть свои иконы. В ужасах это Фредди Крюгер и Джейсон Ворхиз, в боевиках - Сталлоне и Шварценеггер, в комиксах - Бэтмен и Супермен. Их соперничество с первого появления на экране было острой конкурентной борьбой, и по сей день продолжающейся при равном счете.






Первым актером, которому было сделано официальное предложение об участии в фильме, стал Мел Гибсон, принесший студии десятки миллионов долларов прибыли «Смертельным оружием». Но контрактные обязательства по сиквелу вынудили его отказаться, поставив Warner перед дилеммой нового выбора. Предпочтения продюсеров сводились к трем кандидатурам: Алека Болдуина, Чарли Шина и Пирса Броснана, из которых на роль вечно мрачного борца с преступностью лучше всех подходил Шин.
Однако Бёртон имел на сей счет собственную точку зрения, неожиданно для всех утвердив в ленту Майкла Китона. Поклонники комикса были в ярости: Китон сделал карьеру на комедиях, и его участие в потенциально мрачной постановке могло разрушить всю атмосферу фильма. Яростные демарши по всей стране вывели Бёртона из равновесия - перед воротами студии собирались пикетчики в футболках с символикой Бэтмена, магазины и даже целые сети, торгующие комиксами, подписывали петиции об отстранении Китона от роли, фанаты обещали бойкотировать картину, а самые отчаянные грозили актеру кровавой расправой. Не были в восторге от такого решения и продюсеры.




Кастинг на роль Джокера на этом фоне был тихим, хотя одно перечисление имен, упоминавшихся в связи с ним, захватывает дух. Первым выбором студии стал Тим Керри, эффектно сыгравший Бога Тьмы в «Легенде» Ридли Скотта. Самому Керри перспектива вновь щеголять перед камерой в полном гриме интересной не показалась, и вскоре роль ушла к Джеку Николсону. Кейн еще в начале 80-х взял изображение актера из «Сияния» и раскрасил в соответствии с гримом Джокера. Николсон выдвинул ряд условий, в числе которых - изменения в сценарии, и отказался подписывать контракт до тех пор, пока его пожелания не будут выполнены. И хотя Уоррен Скаарен уже сел за редактуру, актер внезапно передумал и отказался играть.




Новым Джокером стал Робин Уильямс, нашедший забавной возможность изобразить экранного негодяя. Но едва производственные бюллетени донесли эту новость до читателей, Николсон решил вернуться в проект. В качестве компенсации Уильямсу была обещана роль Эдварда Нигмы, который впоследствии становился врагом Бэтмена по прозвищу Загадочник, однако персонаж так и не появился в сценарии первого фильма. Впоследствии его сыграл Джим Кэрри, а Уильямс горько констатировал, что послужил лишь «приманкой для Николсона».




Схожим образом обошлись и с Билли Ди Уильямсом, первым чернокожим актером оригинальных «Звездных войн». Утвержденный на роль Харви Дента, будущего Двуликого, он появился в фильме Бёртона. Но когда в третьей картине серии Двуликий должен был стать центральным злодеем, продюсеры предпочли куда более звездного Томми Ли Джонса.
Пять с половиной миллионов из 35-миллионного бюджета картины ушло на возведение декораций на открытых площадках лондонской студии Pinewood. Решение снимать картину в Великобритании было продиктовано относительным равнодушием местных киноманов к мифологии Бэтмена. «Конечно, поклонники Тёмного Рыцаря есть везде, но в Англии я по крайней мере мог абстрагироваться от того прессинга, что сопровождал pre-production в США, и сосредоточиться на фильме», - говорит Бёртон.




Бюджет позволял Антону Фарсту выстроить лишь центральную улицу Готэма: «Большую часть денег, выделенных мне, мы потратили на защиту декораций. Весь набор находился на открытом воздухе, съемки велись зимой, и мне совершенно не хотелось повторения той истории, что приключилась с парнями на «Супермене». Тогда ураган сравнял их декорации с землей - можете себе представить?!» Конечно, для полноценного фильма одной улицы было явно недостаточно, но Фарст с блеском вышел из щекотливой ситуации, добавив паутину переулков и множество мостов, пересекавших улицу, что увеличивало количество возможных ракурсов съемок в сотни раз.
Здания в высоту достигали лишь четырех этажей, лишь собор, на крыше которого происходит финальная схватка Бэтмена и Джокера, удостоился еще трех метров надстройки. Кроме того, имелся и миниатюрный набор декораций для съемок общих планов и пролетов камеры.




В самом начале работы над фильмом снималась сцена, в которой Бэтмен и его подруга Викки Вэйл верхом на лошадях преследуют Джокера. Шон Янг, игравшая Викки, не удержалась в седле и упала, сломав лодыжку. Поскольку период восстановления после такой травмы довольно продолжителен, а каждый день вынужденного простоя вылетал бы студии в копеечку (вернее, в пенни, учитывая, что действие происходило в Британии), продюсеры приняли решение заменить Янг на Ким Бэсингер, а эхо происшествия осталось в картине в виде рассказа Альфреда о том, как маленький Брюс Уэйн впервые обнаружил свою пещеру.
Рокировка повлекла за собой новые проблемы. Бэсингер всего на несколько сантиметров ниже Майкла Китона, что для образа супергероя было непоправимым. В результате актрисе пришлось носить обувь на плоской подошве, а в некоторых сценах, где Вэйл и Бэтмен стояли в кадре рядом, и вовсе сниматься босой.




С первых дней pre-production внешний вид Джокера был окружен завесой таинственности. Еще не дав согласия на участие в фильме, Джек Николсон потребовал полного контроля над гримом своего персонажа. Случай достаточно необычный, а в практике Ника Дадмена - и вовсе первый. «Этот человек обладал правом вето на все, что я делал, - вспоминает Дадмен. - От фотосессий до дизайна. Можете себе вообразить, как я волновался, когда ехал на встречу с ним в отель Дорчестер. Я не видел ничего из его фильмов, за исключением «Сияния» и какого-то старого ужастика «Ворон», чем поверг его в шок. Но в целом он оказался милым парнем, совсем не таким, как его описывает пресса».
Дадмен подготовил серию эскизов Джокера, которые основывались на технике протезирования. Однако первое, что он услышал от Николсона, было обескураживающее: «Я никогда не ношу грим в своих фильмах, только если мне не требуются по роли раны». «Вы понимаете? Он ненавидел протезы! Я был в полном отчаянии, - продолжает свой эмоциональный рассказ Дадмен. - Я сделал несколько накладок-загубников, чтобы изменить улыбку Джека. Получилось неплохо, но выяснилось, что теперь он не может говорить. Консультация со стоматологом усугубила ситуацию - использование таких накладок по нескольку часов в день на протяжении трех месяцев критическим образом влияло на зубы».




Выбора не оставалось, и Дадмен решил идти намеченным первоначально курсом с латексными аппликациями. Были изготовлены шесть гипсовых бюстов Джокера с различными вариантами грима, из которых Бёртон отобрал два и показал Николсону. «К счастью, он смилостивился и выбрал один, особенно удачный, по которому я начал делать аппликации. Спустя две недели мы собрались для экранного теста грима. Я невероятно волновался, и, как выяснилось, не зря. Белая кожа резко контрастировала с темно-зелеными волосами и алыми губами, кончик носа казался проваленным, глаза ввалились в череп, став похожими на свинячьи, а зубы отливали желтым. К счастью, все исправил более темный тон пудры, и грим был утвержден».




Майкл Китон потратил около двух месяцев на подготовку к роли, в частности, он изучал кикбоксинг под руководством своего тренера и дублера Дэвида Ли. В результате практически все сцены Майкл смог исполнить, не прибегая к помощи дублера. Он потребовался лишь для съемки сцен, связанных с повышенным риском для жизни.
Самый первый сценарий к фильму появился еще в 1980 году. Его автором стал Том Манкевич, автор сценария к фильму «Супермен» (1978). В сценарии Тома в качестве злодеев значились Джокер и Пингвин, а также по ходу действия всплывали Руперт Торн и Барбара Гордон. В конце фильма должен был появиться Робин.
Костюм Бэтмена весил 32 кг. Большинство драк Бэтмена в костюме сыграны дублером Майкла Китона, каскадером Дэвидом Ли.




Для работы над саундтреком к фильму планировалось привлечь Майкла Джексона. Джексон был вынужден отказаться от предложенной работы из-за жесткого графика концертных гастролей.
Бэтмобиль был построен на основе Chevrolet Impala, поскольку предыдущие работы с Jaguar и Ford Mustang закончились неудачей.
Из сценария была удалена сюжетная линия, согласно которой Гордон помогает юному Брюсу Уэйну пережить смерть родителей и расследует их убийство. Впоследствии это нашло отражение в фильме «Бэтмен: Начало» (2005).




В комиксах Бэтмен так и не нашел убийцу своих родителей. Его поиск и был мотивацией Бэтмена в течение всей серии. Но так как в фильме преступником оказывается Джокер, уже в сиквеле Бэтмен лишается причин продолжения борьбы с преступным миром. Бёртон задумывал «Бэтмена» трилогией, намереваясь превратить «Бэтмен навсегда» в историю об искуплении.
Под химический завод были переделаны декорации, оставшиеся от «Чужих» Джеймса Кэмерона.




Интересно, что в городе Джексон, штат Мичиган, нашелся человек, который решил продолжить дело Бэтмена и начал наводить порядок в своем городе. Имя этого смельчака осталось неизвестным общественности, он взял себе псевдоним Капитан Джексон и начал по-своему бороться с преступностью. Этот супергерой не бросался в рукопашную схватку с криминальными авторитетами, а только собирал информацию, которую после передавал полиции. За несколько лет его активной деятельности преступность в городе действительно пошла на убыль.
В фильме Тима Бертона «Бэтмен» 1989 года есть сцена, где пронырливый репортер из Готхам-сити выдерживает насмешки своих коллег по поводу поисков Бэтмена, которого народ в фильме считает вымыслом. В одной из сцен репортер держит в руках рисунок человекоподобной летучей мыши с надписью «Have you seen this man?» (Вы видели этого человека?). Так вот, этот рисунок и надпись выполнены самим создателем Бэтмена Бобом Кейном.




Бэтмен торжествующий
На фоне катастрофических крушений комиксов второй половины 80-х «Бэтмен» казался последней попыткой Голливуда сделать деньги на супергерое. Средний производственный бюджет сопровождала мощная рекламная поддержка, а десятилетняя история создания фильма подстегивала интерес к картине многочисленных поклонников комикса.
На продаже сопутствующих товаров Warner Bros. заработали около 750 миллионов долларов, из которых на долю Джека Николсона пришлось 60 миллионов. Возмущенные этим обстоятельством исполнительные продюсеры Бенджамин Мельникер и Майкл Аслан предъявили иск студии за то, что та настояла на получении ими фиксированной платы, а не процента с прибыли. В ответ Warner обнародовали документы, согласно которым технически фильм считается не принесшим прибыли. Продюсерам было предложено полюбовное соглашение с 1 миллионом отступных, но они отказались.




Премьерный уик-энд показал впечатляющие результаты, уверенно скинув с лидирующих позиций блокбастеры «Охотники за привидениями II» и «Индиана Джонс и последний крестовый поход». К окончанию проката «Бэтмен» вошел в пятерку самых кассовых фильмов всех времен и народов, а дизайнерский гений Антона Фарста был отмечен премией Киноакадемии. Вопреки опасениям поклонников, картина тонко передала настроение комиксов Боба Кейна, а Майкла Китона единодушно признали лучшим из кинематографических Бэтменов.




комикс

Previous post Next post
Up