Дизайнер Алекс Гриндлинг, два года проработавший в агентстве, занимающимся созданием промо-материалов для голливудского кино, рассказал в своем блоге о проблемах, связанных с постерами современных фильмов.
Про кинопостеры
Кинопостеры часто подвергаются строгой критике со стороны дизайнеров и публики в целом. Легко осуждать дизайнеров за отсутствие оригинальных идей, однако даже сами авторы постеров не отрицают подобных обвинений. Я потратил два года, чтобы понять, почему ки-арт для фильмов дошел до такого состояния, и хотел бы поделиться своими наблюдениями.
Разработка
Создание дизайна для кинопостеров начинается за шесть месяцев до премьеры фильма. Обычно нам предоставляли сценарий картины или показывали нарезки сцен из финальной версии. Если мы приступали к работе поздно, то просматривали уже готовый фильм. Также мы пользовались стоковыми картинками и промо-фотографиями.
Постер фильма «Остров проклятых»
Промо-фотографии снимаются во время производства фильма непосредственно на съемочной площадке. Зачастую больше половины промо-снимков не пригодны для дальнейшего использования, по причине художественных особенностей картин. Так, например, фотографии со съемок «Острова проклятых» получились очень темными из-за отсутствия должного освещения, а на съемках фильма «Хранители» актеры практически все время находились на фоне зеленого экрана. Как правило, количество промо-снимков не превышает двухсот (исключением стали «Хранители»: более 30.000 фотографий), поэтому дизайнеры обречены просиживать дни напролет в поиске стоковых картинок, в надежде найти идеальное тело, которое бы подошло под тот единственный удачный снимок с головой актера, выбранный из промо-фотографий.
Как правило, постеры утверждают в отделе маркетинга студии. Они практически никогда не попадают в руки режиссера или продюсера. Но даже в этом правиле есть исключения: попадаются очень дотошные режиссеры, желающие взять все под свой контроль, в том числе и постеры. Также, когда нет времени утверждать макет, его сразу показывают актерам и продюсеру непосредственно перед печатью. Однако такое случается крайне редко.
На часто возникающий вопрос, почему многие постеры выглядят так, как будто их делали под копирку, отдел маркетинга отвечает, что знает, как завлечь зрителя. В таких отделах рассуждают примерно так: «В этом постере нет нужной нам атмосферы. Давайте сделаем его похожим на [название известного фильма]». Подобные требования и несколько месяцев правок и изменений могут уничтожить самую оригинальную концепцию.
Постер фильма «Хранители»
После завершения одной из крупных рекламных кампаний в нашем альбоме содержалось более 700 вариантов одного постера, из которых было напечатано всего четыре. То есть в среднем 175 оригинальных концепций на каждый напечатанный постер. Кроме того, зачастую над одним проектом работают две или три студии.
Контрактные обязательства
Практически всегда при заключении контракта с актерами, режиссерами и продюсерами обговаривается размер и расположение их имени на постере. Большинство актеров настаивают, чтобы их фото сначала утверждали с ними. В моей практике было много случаев, когда работа над постером подходила к концу, как вдруг объявлялся актер и отказывался от выбранного снимка. В таком случае перед дизайнером встают дополнительные задачи - либо найти альтернативный вариант изображения, что в свою очередь очень сложно, либо обрабатывать лицо актера до тех пор, пока он не останется доволен.
Если идет работа над созданием постера к фильму, в котором приняло участие много талантливых и знаменитых людей, то нужно суметь разместить все эти имена на одной афише.
Постер фильма «Мстители:Эра Альтрона»
Проблем может добавить и одновременное появление в фильме нескольких известных актеров, так как сразу появляются ограничения. Вот пример:
«Если Хоакин Феникс появляется на экране вместе с Расселом Кроу, то пространство под имя Феникса не должно превышать 75% от пространства Кроу».
Если на экране появляются две звезды одного класса, то место под их имена на постере должно быть одинаковым. Эта другая причина, по которой большинство постеров выглядят похоже.
Блок сжатого текста в нижней части постера называется афишным блоком. Высота каждой буквы зависит от средней высоты букв в титрах фильма. Опытные дизайнеры жалуются, что 10 лет назад, когда они только начинали работать в индустрии, афишные блоки были равны 15% от титров. Сейчас же они составляют 25-35%.
Нередко встречаются юридические аспекты, которые запрещают показывать на постере определенные действия. Например, некоторые актеры выступают против того, чтобы их изображали с оружием в руках. Очень хорошо, если актер соглашается появиться на постере с сигаретой. Практически невозможно добавить кровь.
Интереснее всего работать над международными версиями постеров и тизер-постерами: они практически никогда не попадают под строгие требования, а на тизерах и вовсе отсутствует афишный блок, что дает больше свободы дизайнеру.
Итог
Кинопостеры в значительной степени скучны и в большинстве случаев вызывают у зрителей лишь нейтральную реакцию. Но не стоит списывать это на работу дизайнеров. Существует множество успешных независимых специалистов, занятых на малобюджетных проектах, где студии не чувствуют такую большую ответственность.
Отношения между дизайнером и клиентом неравные: дизайнер постоянно отдает, а клиент постоянно забирает. Отсюда и завышенные ожидания. Самый большой недостаток постера - это невозможность отследить его эффективность. Отдел маркетинга может увидеть, сколько подписчиков появилось на странице фильма в Твиттере, сколько людей посетило официальный сайт и сколько посмотрело трейлер на телевидении прошлой ночью, но для постеров еще не разработали систему метрики. До тех пор пока не появится способ узнать, сколько человек посмотрело на постер, их влияние на мир кино маркетинга остается тайной.
отсель