Вторая часть «Дивергента», «Форсаж 7», продолжение «Мстителей» и другие весенние блокбастеры непременно порадуют глаз даже избалованных визуальным пиршеством киноманов. На примере самых зрелищных картин можно разобраться - что же именно приходится рисовать киношникам и что действительно нельзя снимать по старинке.
Первый мститель: Другая война
Кадр из фильма «Первый мститель: Другая война»
$170-миллионный блокбастер Marvel содержит примерно 2500 кадров со спецэффектами. Неудивительно, что такой колоссальный объем работы решено было поделить между несколькими студиями. Industrial Light&Magic отвечала за создание виртуальных дублеров героев Скарлетт Йоханссон и Энтони Маки в боевых сценах. Актеров отсканировали, и, по словам старшего специалиста компании Рассела Эрла, виртуальные модели оказались настолько достоверными, что их удалось задействовать даже в ряде крупных планов. Административный центр Вашингтона также был целиком построен на компьютере, ведь из-за ограничений на полеты снимать американскую столицу с воздуха нельзя.
Годзилла
Кадр из фильма «Годзилла»
Для создания реалистичной модели легендарного японского монстра сотрудникам студии спецэффектов MPC пришлось долго изучать анатомию медведей, комодских варанов, ящериц, львов и волков. Важна была каждая деталь, от строения костей до толщины чешуи. Смоделированную благодаря усовершенствованному движку Kali 100-метровую громадину затем помещали в уже отснятые локации. Любопытно, что картина о похождениях ящера стоимостью $160 млн снималась не в Сан-Франциско, где происходит основная часть действия, а в более экономичном для кинопроизводства Ванкувере. Узнаваемые городские достопримечательности, в том числе мост «Золотые ворота», пришлось рисовать с нуля.
Стражи галактики
Кадр из фильма «Стражи галактики»
Сразу два центральных персонажа самого успешного супер- геройского фильма года были от начала и до конца созданы на компьютере. Всего же через мониторы CG-специалистов из 13 компаний в 17 городах мира прошло примерно 90% фильма (2208 кадров). Студия Flamestore занималась енотом Ракетой, а их коллеги из MPC сосредоточились на создании ходячего дерева по имени Грут и его невероятно выразительных глаз. Также много работы потребовал город, расположенный внутри висящей в космосе головы. Если верить разработчикам, его архитектура насчитывает 85 тыс. построек.
Интерстеллар
Кадр из фильма «Интерстеллар»
Перед командой Кристофера нолана стояла впечатляющая задача - сделать космическое путешествие Мэттью МакКонахи максимально достоверным с научной точки зрения. По признанию VFX-супервайзера студии Double Negative Пола Франклина, в ход шло все: анализ настоящих съемок NASA, работа с миниатюрами, создание подробных атласов планет с нуля и невиданное прежде в кино визуальное решение черных дыр. Конечно же, не обошлось без разработки собственного программного обеспечения, на котором потом работали аниматоры.
Трансформеры: Эпоха истребления
Кадр из фильма «Трансформеры: Эпоха истребления»
Если сложить время, уделенное на экране гигантским роботам, получится примерно 90 минут, то есть продолжительность одних только спецэффектов в картине Майкла Бэя ничуть не уступает среднестатистическому фильму. VFX-специалист всех четырех серий франшизы Скотт Фаррар из Industrial Light&Magic с гордостью отмечает, что к знакомым уже персонажам вроде Оптимуса Прайма добавились новые трансформеры, диноботы и инопланетные захватчики. Всем им надо было придумать уникальный набор движений, а затем воплотить задуманное на экране. Это и заняло большую часть времени. Например, главные антагонисты очень любят вращаться, а их боевая система местами напоминает поведение червей.
Малефисента
Со съемок фильма «Малефисента»
Масштабное переосмысление диснеевской «Спящей красавицы» потребовало от супервайзера лондонского филиала MPC Адама Вальдеса и его коллег особенного внимания к возможностям и философии CG. «Действие разворачивается в двух разных мирах - волшебной стране и королевстве людей, похожем на Средневековье. Мы хотели, чтобы зритель всегда понимал, в каком пространстве герои находятся в тот или иной момент времени. Мир людей стал подчеркнуто горизонтальным, плоским, в то время как волшебную страну решено было сделать вертикальной, с горными пейзажами и множеством ярких красок». В большинстве сцен актерам приходилось работать на фоне голубого экрана, рукотворная природа добавлялась позднее. В боевых эпизодах к реальным людям присоединились фантастические персонажи, созданные при помощи собственного движка студии под названием Alice.
Хоббит: Битва пяти воинств
Со съемок фильма «Хоббит: Битва пяти воинств»
Среди батальных сцен заключительной серии трилогии Питера Джексона особенно выделяются уничтожение Озерного города и эпическое финальное сражение. По заверениям старшего специалиста по визуальным эффектам проекта Джо Леттери, почти все стычки происходили в виртуальном пространстве, а красоты Средиземья накладывались уже на стадии постпродакшна. «Нужно было сделать ландшафт органичной частью боевой хореографии, и, конечно, тысячи дерущихся орков, а также восемь эльфов и даже шестеро героев-гномов - наша заслуга».
Планета обезьян: Революция
Со съемок фильма «Планета обезьян: Революция»
Успех $170-миллионного проекта полностью зависел от правдоподобности и эмоциональной вовлеченности, которую могли предложить зрителям главные герои-обезьяны. Старший супервайзер Weta Джо Леттери не против поделить славу пополам: «Характер Цезаря - результат совместных усилий актера Энди Серкиса, отвечавшего за внутренний мир героя, и целой команды художников Weta, сумевших скрупулезно перенести его игру на экран». А еще студии пришлось написать специальную программу для гармоничного изображения обезьяньей шерсти. (
с)