Это история найдена на просторах интернета, но к сожалению очень типичная ситуация
Жадный богач
Помните, этот известный мультик на стихи Михалкова? Сказка начиналась так: С маленькой
овечьей шкурой к скорняку зашел богач-сосед: - Из этой шкуры шапку сшить ты можешь или
нет? А две… А три… А пять? Финал про семь шапок помнят все: обалдевший богач и шапки,
слетающие с его головы.
- Но ты же сам того хотел! -
Сказал в ответ скорняк. -
Больших семь шапок из овцы
Не выкроишь никак!
Наша сказка начиналась почти также. Спросил Продюсер у режиссера и оператора - а без
этого снять можете? А без этого? А еще и без этого? А что и без денег можете?
Первое свиданье
В моем сценарии одна героиня говорит такие слова: «Когда выходишь замуж, то кажется,
что впереди у тебя счастливая жизнь. И все будет хорошо, не так как у других. Ведь твой
избранник - это настоящий мужчина, ему все по плечу, а не по барабану. Но проходит время,
и ты понимаешь, что плечо обмякло, и в доме появился барабан…».
Когда разговариваешь с Продюсером, то кажется, что впереди у тебя счастливая жизнь и что
вы смотрите в одном направлении. И всё будет хорошо, не так как раньше. Ведь тебя
понимают, и ты отдаешь всего себя работе. Но проходит время, и ты понимаешь, что розовые
очки пора снять, потому что перед тобой те же грабли и та же история…
***
В конце февраля мне позвонила продюсер Дожималова. Сказала, что у нее есть одобренный
каналом Россия проект. Есть финансирование, и есть синопсис. Задача - сделать из короткого
синопсиса 32 серии горизонтального сериала. (Поясняю для несведущих: горизонтальный
сериал - тот, в котором основная линия развивается постепенно и тянется из серии в серию,
вертикальный - тот, в котором действуют общие герои, но при этом каждая серия является
отдельной историей).
Я работала на другом проекте, но предложение меня заинтересовало. Взяла время, чтобы
закончить сценарий для другой студии и 13 марта впервые вошла в кабинет продюсера
Дожималовой. К этому времени я уже прочитала краткий синопсис (мне его выслали по
электронной почте), так что была готова к предметному разговору.
…Передо мной была волевая женщина, твердо знающая, что она хочет. Синопсис придумал
сама Дожималова. Идея мне понравилась, как и сама дама. Умная, грамотная, сама режиссер,
говорит правильные и важные вещи. Это была любовь с первого взгляда:) Я растаяла. И даже
была готова работать за небольшие деньги. Хотелось написать душевную историю в стиле
старых советских фильмов. (Я даже пересмотрела многие из них).
Дожималова поставила задачу: написать сценарий, мелодраму, «сопли», но красивые «сопли»,
чтобы невозможно было оторваться. Название она придумала сама - «Благоухание розы».
Вообщем, все так хорошо начиналось…
***
До этого я работала на вертикальном сериале и там, у сценаристов, была такая схема работы.
(Привожу ее специально, для дальнейшего сравнения).
1 день - обсуждение заявки на брифинге и ее утверждение.
3 дня - написание поэпизодного плана
1 день - прочтение поэпизодного плана редактором и продюсером
2 дня - редактирование поэпизодника по замечаниям редактора и продюсера
1 день - прочтение и приемка окончательного варианта поэпизодника редактором и
продюсером
4 дня - написание диалогов
1 день - прочтение диалогов редактором и продюсером
2 дня - редактирование диалогов по замечаниям редактора и продюсера
Отправка сценария в продакш. Итого, как не крути, минимум 15 дней на серию. Это если ты
здоров, бодр, тебя не покинула муза, есть вдохновение и нет других дел.
Ну а теперь умножьте 15 дней на 32 серии и получите 480 дней.
Возвращаюсь к моему продюсеру. После обсуждения творческих вопросов, переходим к
второстепенным - деньги и сроки. По гонорару никогда не торгуюсь (либо берусь, либо нет),
но по срокам… Вот наш практически дословный диалог с Дожималовой.
- В конце мая - начало съемочного периода, а, значит, сценарий должен быть уже готов еще
раньше.
- Простите, в мае… следующего года?
- Нет, этого.
- Но сегодня 13 марта…
- Знаю. И тем не менее.
- Это нереально.
- Не придумывайте.
- Пока я напишу поэпизодник…
- Пишите без поэпизодника.
- Пока я напишу посерийник…
- Посерийник можно сделать за сутки.
- ?
- Или за полсуток.
- Но может взять хотя бы диалогиста…
- Берите и оплачивайте из Вашего гонорара.
- Но мой гонорар равен гонорару диалогиста…
- Тогда пишите сами. Впрочем, есть один вариант…
И вот что предлагает Дожималова. Я пишу 16 серий - события с 1982 года по 1988, а другой
сценарист (знакомая Дожималовой) пишет продолжение истории - следующие 16 серий (2003
год). Соответственно, мой гонорар теперь будет делиться: за создание 16 серий первого блока,
и за редактуру следующих 16 серий, точнее - того, что сочинит некий человек, находящийся за
1000 км от Москвы и не знающий что будет происходить в первых 16 сериях…
Итак, я зачем-то соглашаюсь. Наверное, внутренний голос взял меня «на слабо?». Начинаю
писать сценарий. С этого момента все члены семьи прячутся и меня не трогают. Периодически
выезжаю на дачу к Дожималовой, где хорошо бы любоваться закатом и пить вино на балконе
третьего этажа, но я вижу перед собой только экран ноутбука и текст, текст, текст…
Дожималова лично готовит мне завтрак и обед, а я стучу по клавиатуре с непостижимой
скоростью… Свежие сцены, прямо «с пылу с жару» даю ей, она правит, и я снова пишу, пишу,
пишу… История вырастала прямо на глазах, персонажи оживали, радовались и грустили,
вступали в дискуссию со мной, возмущались, если я им предлагала нечто несуразное…
Одна моя подруга как-то сказала: «Я за это время даже просто не наберу столько текста на
компьютере, не то чтобы сочинить нечто»…Забегая вперед скажу, что в среднем каждая серия
- это 20-25 страниц печатного текста с одним интервалом 12 шрифтом Times New Roman. Вот
теперь умножьте сами…
Новый поворот и мотор ревет…
1 апреля Дожималова предлагает мне режиссуру. Думаю, что шутит. Нет, серьезно. Я же
давала себе зарок - не входить в эту реку снова… Как человек с одной стороны очень
ответственный, а с другой - неуверенный в себе, сомневаюсь, думаю… Вопрос денег даже не
обсуждаю.
На следующий день захожу в кабинет моего продюсера. С нетвердым решением все-таки не
соглашаться. Но не успеваю открыть рот, как за мной входят еще несколько человек.
Дожималова представляет нас друг другу: Это Ваш режиссер-постановщик, а это Ваша
группа - второй режиссер, директор, художник, реквизитор…
Конечно, я могла вскочить и взреветь, что я не согласна, и вообще по какому праву без меня
меня женили… Но вместо этого мило улыбаюсь и знакомлюсь с теми, с кем предстоит
работать… Продалось в рабство. Сумму гонорара мне огласили уже потом, ее разбили на
неравные части, чтобы основная сумма пришлась на монтажно-тонировочный период, но я не
придала этому значения. Я хотела работать. И с энтузиазмом стала искать точку опоры, чтобы
перевернуть землю…
…Сижу в кабинете, разговариваю с группой, а в голове крутится мысль: если начинать
снимать в конце мая, то на подготовку остается меньше двух месяцев… А еще не написан
сценарий. Нет объектов, актеров и вообще ничего нет. С 1 апреля стали прикреплять группу.
Работать люди начинали по синопсису. Раз в три-четыре дня я выкладывала новую серию, и
группа читала сценарий еще «неостывшим».
…Фактически снимать мы начали 11 июня, но это тема другой главы…
Без глубины и таланта
Пишу сценарий очень быстро. Не успеваю прорабатывать все характеры. Некоторые остаются
«сырыми». Надеюсь, что с актерами вместе доработаем.
Начался кастинг и пробы. В перерыве между работой с актерами дописываю сценарий.
Параллельно обсуждаю какие-то вопросы с художником (о, тогда он еще был!), ассистентом
по реквизиту и художником по костюмам. А еще думаем с художником по гриму, как
«взрослить» актеров. Сама не понимаю как, но примерно к началу мая были готовы мои 16
серий. Готовы условно, не вычищены, не отлакированы, но уже «съедобны», напечатаны и
розданы группе. В это время объявилась моя соавторша. Появилась… в скайпе. Прислала
продолжение того, не знамо чего.
Читаю и понимаю, что это даже не серии, а несколько сцен набросанных к каждой серии с
героями, совершенно из другого кино. Жду реакции Дожималовой. Занавес. Сутки она не
выходит на связь. После антракта Дожималова предлагает мои 16 серий дописать и растянуть
на 18, а с продолжением «хорошо поработать». Понятно, что писать продолжение, не имея
начала, очень сложно. Это я оправдываю так называемого соавтора. В принципе герой может
поступать или говорить что угодно, но только если это прописано в его характере. В
продолжение «от другого автора» все герои ведут себя вопреки своим характеристикам. Вот и
пришлось мне переписывать практически 90%. В результате, финальная 32 серия
дописывалась в Белоруссии, в первые съемочные дни. Днем снимаю, ночью пишу…
Гонорар за свой блок я получила в Москве, а за второй ждала уже в экспедиции. Я была
уверена, что Дожималова по достоинству оценит мой «подвиг» по спасению утопающего
сериала, вернее, заплатит по существу сделанного. В результате получаю за второй блок, как
за легкую редактуру.
В ответ на мой глупый вопрос: а почему? получаю соответствующий ответ: «сценарий
написан без глубины и таланта. И вообще второй автор тоже должен что-то получить. А Вам и
так достаточно». Из глубокого шока меня вывел второй режиссер: «Посмотри вызывной на
завтра. Поправь и будем распечатывать».
Понимаю, что процесс пошел, поезд набирает обороты, и я не имею права на обиду. Беру себя
в руки и работаю….
Как-то одна актриса сказала: «Платят мало, но зато не стыдно за то, в чем снимаешься.
Сценарий очень хороший». И у меня отлегло… Ладно, не в деньгах счастье.
Курсы кройки и шитья
Вопрос: можно ли подготовить съемки 32 серий за два месяца, не имея на руках даже полного
литературного сценария (о режиссёрском сценарии вообще молчу и плачу), без локейшена и
художника? Наверное, можно. Как можно сшить и 7 шапок из одной овечьей шкуры. Ну что
же, будем кроить и шить…
Подготовительный период для того и существует, чтобы ПОДГОТОВИТСЯ к съемкам, а во
время съемочного СНИМАТЬ, а не искать объекты, покупать костюмы, дописывать сценарий,
делать реквизит и т.д.
Обычно на базе литературного сценария делается режиссёрский, в котором прописываются
все необходимые для съемок вещи (технические и художественные средства создания
фильма). И тогда все цеха могут планировать свою работу. Сделать режиссерский сценарий у
нас физически не было времени, поэтому все работали по литературному. Отсюда и
получались некоторые казусы, ведь каждый прочитал сценарий по-своему.
В идеале на подготовительном этапе ещё бы сделать и раскадровки основных сцен. Благодаря
раскадровкам можно получить первое представление о будущем фильме, можно продумать и
«смонтировать» сложные сцены, подумать о монтажных стыках и т.д. Но нам, увы, не до таких
изысков…
На подготовительном этапе начались первые трения с ассистентом по реквизиту. Мне
представили некоего Б., как лучшего из ассистентов по реквизиту «Мосфильма». Б. мило
улыбался, внимательно меня слушал и… делал все по-своему. Привожу пример: в сценарии
есть сцена, где девочки смотрят школьный альбом с фотографиями. Б. мне показывает
школьную фотографию класса. Дальше разговор двух людей, находящихся на разных
планетах.
- В сценарии написан АЛЬБОМ! А вы мне показываете ФОТО!
- А какая разница?
- Большая. Девочки листают альбом, а фотографию листать нельзя.
- Зато ее можно повесить на стену.
- ?
Приношу свой школьный альбом. Я закончила школу в 1985 году, а наши девочки в сериале
заканчивают в 1983. В любом случает альбомы похожи. Показываю, рассказываю, как надо
сделать, оставляю свой для примера. Прихожу на съемочную площадку, а наш ассистент по
реквизиту Б. мой альбом заклеил фотографиями девочек и рад стараться. Теперь у меня
«памятный альбом»: с пятнами от двухстороннего скотча.
Дальше больше. Еще на подготовительном этапе приносит Б. мне портрет Брежнева. У нас по
сценарию в первой серии умирает Генеральный секретарь ЦК КПСС и нужен его портрет в
черной рамке. Так вот на портрете не 5 золотых звезд Героя, а 4. Я рассказываю: у Леонида
Ильича было 4 звезды Героя СССР и 1 звезда Героя Соц.труда. Поскольку этот портрет мы
ставим на сцену в момент похорон Брежнева, то должны быть все звезды. Вроде понял.
Прихожу на съемочную площадку - стоит тот же портрет с 4 звездами. А Б. мне говорит: да
это никто не заметит. Может никто и не заметит, но я то знаю, что накосячили…
С портретами во время съемок вообще лажа получилась. Снимали кабинет директора фабрики.
Все сцены в кабинете висел портрет Брежнева, а снимали сцены разных эпох - Брежнева,
Черненко, Андропова, Горбачева… Я лишь в конце дня сообразила. А до этого больше
смотрела на актеров, чем на портрет на стене.
Короче, про реквизит напишу отдельную главу, потому что это был самый чумовой цех,
который трижды поменялся за экспедицию.
Что еще происходит на подготовительном этапе? Кастинг, пробы, выбор объектов, подготовка
декораций и т.д. Но далеко не все это происходит на каждой картине… На нашем сериале все
было по-особенному…
Актеры
Понятное дело, что на кастинг было мало времени. И мы зациклись на главных героинях. Три
девочки, три подружки, которым надо сыграть диапазон от 18 до 40 лет. Пересмотрели,
наверное, человек по 20-30 на каждую из трех. В принципе это не много, но у нас пухла
голова. Выбрав несколько «троек», провели пробы. Удивительно, но эти пробы так никто и не
смонтировал. Потому что… на этот момент еще не взяли на работу монтажера. Так что
утверждать актеров пришлось почти «вслепую». Одну актрису (главная роль второго блока)
пришлось утверждать в Белоруссии… по фотографиям. Еще одного актера на вторую главную
роль поменяли за два дня до съемок. Не склеилось по графикам.
Когда возникал спорный вопрос об утверждении актеров, то последнее слово было за
Дожималовой. Некоторых актеров утвердила она сама, даже особенно не интересуясь моим
мнением. Такое бывает… Уже сталкивалась. Это называется продюсерское кино. Или ты
принимаешь эти правила, или ты не принимаешь. Но тогда иди и ищи деньги на свое кино.
Я приняла условия «игры», но не рассчитывала, что они будут меняться прямо по ходу партии.
Вот к этому я уже была не готова. Отвлеклась… Возвращаюсь к актерам.
Некоторых актеров пришлось отстаивать, долго и нудно убеждая в своей правоте. Дожималова
кастинги не смотрела, она считала, что все понимает и видит «с первого взгляда». Так она
неожиданно утвердила на одну из главных ролей актрису, которая с моей точки зрения
абсолютно не подходит. Я снова завела свою «песню», но в этот раз Дожималова была
категорична: не нравится - свободна. Мне показали на дверь, но я очередной раз проглотила
пилюлю.
И почему я тогда не ушла?
Наверное, потому что уже в подготовительном этапе начали складываться очень теплые
отношения с актерами. Мы обсуждали каждый образ, придумывали какие-то штрихи, детали,
словечки. И позже приходя на площадку мы подолгу обсуждали историю, сцену, чувства…
Что играть, как играть… Несмотря на бешеный темп работы, мы пытались сложить
правильные пазлы. В какой-то момент все рухнуло. В один миг… Но об этом позже.
Немного о сортирах
Надо сказать, что Дожималова - мастер ведения переговоров с актерами. Привожу в качестве
примера один диалог с одной известной актрисой (почти дословно).
- После этой роли ты проснешься звездой. Все мои сериалы - самые рейтинговые и этот будет
такой же. Тебя ждет слава…
- Это понятно. А как с…
- Сразу говорю: личного писсуара у тебя не будет.
- А..?
- А все остальное - конечно! Послушай: после этой роли… (читай сначала).
Актриса приезжает на съемку. А туалета на площадке нет… И тут до нее доходит:
Дожималова сказала, что не будет личного, но при этом не уточнила - а будет ли он вообще.
Туалета у нас в принципе не было. Дожималова отказалась финансировать туалет для группы.
Объяснила это так: «Я писАю два раза в день: утром и вечером. И вы так сможете».
А представьте группу, работающую по 13-15 часов в сутки… Если на натуре за городом, то
вопрос решался просто - девочки направо, мальчики налево. Если на натуре в городе, то это
сложнее. Директор картины все время бегал и договаривался, чтобы группу пускали в
ближайшее кафе, больницу, библиотеку или школу. Однажды он договорился с местной
поликлиникой. Но рядом с ней было гинекологическое отделение. И вот наш оператор
случайно перепутал двери. И идет себе по отделению как ни в чем не бывало, ищет букву М, а
там только Ж. И эти Ж на него ТАК смотрят, как будто снежного человека увидели. А наш
оператор, хоть и выглядел грозно в резиновых сапогах и с семидневной щетиной (наш
оператор брился только в выходные:), но всем Ж улыбался и спрашивал, а где собственно
говоря дверь с буквой М. …Уж не знаю, как и о чем они договорились, но оператор наш
вернулся из гинекологии в хорошем настроении.
продолжение следует....