Татьяна Каткова, директор по развитию экспертного рекрутингового агентства ШТАТЫ.РУ и эксперт портала MediaJOBS.RU, рассказала о том, представители каких профессий в 2015 году могут попасть под сокращение, как изменилось количество вакансий в медиаиндустрии за последнее время и что произойдет с кадровым медиарынком в этом году.
1. Для каких профессий ситуация в 2015 году будет наиболее критической?
«Правильнее говорить не о профессиях, а о сегментах бизнеса и компаниях. Более крупные компании и медиахолдинги всегда более устойчивы в кризис - даже если обшивку и паруса шторм потреплет, то корабль на плаву останется. А вот малый бизнес, например, продакшн-компании, особенно зависящие от единственного заказчика, на проекты которого они работают, могут сильно пострадать. А сокращают всегда не профессию, а конкретного человека. Каждый из работающих в компании имеет свою определенную стоимость, которая зависит от профессионального опыта и значимости его работы для бизнеса в целом. И каждый отдельный человек в компании встроен в общий бизнес-процесс.
Выбор при сокращении персонала делают чаще всего исходя из необходимости максимально сократить затраты при увеличении загрузки на тех участках, где это приемлемо для бизнеса в целом. Освобождаются от тех, без кого могут обойтись или кого есть, кем заменить: от вспомогательного и обслуживающего персонала (ассистенты, помощники, менеджеры не основных служб, административный персонал, юридический, HR-департамент, бухгалтерия, и т. п.), сокращают высокооплачиваемых специалистов и руководителей, которых заменяют на более молодых и менее дорогих сотрудников второго эшелона; урезают численность в департаментах маркетинга, PR и рекламы (объемы рекламы уменьшаются)».
2. На какие профессии кризис никак не повлияет?
«Кризис коснется всех, так как зарплаты будут заморожены (нет индексации), премиальные фонды сократятся. В отдельных компаниях уже идет сокращение зарплат. В кризисный период особенно востребованы эффективные продавцы, менеджеры по развитию бизнеса и все те, кто умеет поднять доходность компании в краткосрочном периоде без дополнительных затрат.
Нельзя сократить тех, кто создает контент СМИ, программирует, оформляет эфир, обеспечивает выпуск теле- и радиопрограмм, выпускающих редакторов в прессе и онлайн-изданиях, рекламных трафиков, аналитиков, новостников - всех, без кого „конвейер“ просто остановится. Востребованными также остаются Web-разработчики, дизайнеры всех специализаций, креативщики, digital-cпециалисты».
3. Уменьшилось ли общее количество вакансий в медиаиндустрии за этот год? Какой ваш прогноз на 2015?
«Безусловно, уменьшилось: только за последние 2 месяца (октябрь - декабрь, 2014) общее количество вакансий, публикуемых работодателями на работных сайтах (в открытых источниках) сократилось по всем отраслям, в среднем, на 21%, а в сегментах медиаиндустрии ещё больше - на 26%, в том числе в издательском бизнесе и прессе - на 31-32%; журналистика и редакторская деятельность - на 38 и 27% соответственно, дизайн и графика - на 25%; телевидение - на 21%, а радио - на 7%. Сокращение вакансий, публикуемых в категории „Реклама, PR и маркетинговые коммуникации“, составило 28% , но в этом сегменте остаются востребованными менеджеры по работе с клиентами, по развитию бизнеса, интернет-маркетологи, SMM и медиапланеры, менеджеры по спецпроектам в продажах».
4. Выпускники каких вузов и каких факультетов чаще всего работают на руководящих должностях медиаиндустрии?
«Факультет и вуз для назначения на руководящую позицию в медиаиндустрии определяющим условием в российских компаниях не является. Мы знаем примеры, когда успешные топ-менеджеры заканчивали биологический факультет, медицинский или даже физкультурный институт.
Важны навыки и опыт работы в медиаиндустрии (наличие успешных проектов), знание ее специфики и современных технологий, талант управленца со стратегическим видением, способного вдохновлять и управлять творческими людьми. На вуз и факультет больше обращают внимание, когда кандидату 25-28 лет, а после 30-ти - важны приобретенный опыт и дополнительное образование, часто маркетинговое или экономическое». (
с)